Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Хукат, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Это закон Торы, о котором приказал Б-г так.»[1].
Написано в Мидраше[2]: Сказал Всевышний: «Я установил закон, вынес приговор, и ты не имеешь права его нарушить».
Разъясним это с помощью притчи.
Притча.
Одному балбесу улыбнулась удача и ему удалось очень разбогатеть. Он решил, что хочет породнится с раввином и выдать свою дочь замуж за его сына, и вызвал к себе шадхана, пообещав заплатить ему любую сумму, лишь бы тот уговорил раввина женить сына его дочери. Шадхан взялся за дело. Несмотря на то, что раввин не был готов на родство с тем человеком, и более того, никогда не считал нужным общаться с ним, как с другими уважаемыми жителями того города, шадхану удалось сладкими речами уговорить его согласиться на этот брак.
После свадьбы отец невесты заметил, что раввин продолжает с ним не разговаривать. Он недоумевал: мы ведь теперь породнились, как это он относится ко мне, как к чужому?! Его слова дошли до раввина, и он попросил передать ему следующее: «Он неправильно оценивает ситуацию. Ему кажется, что этот брак был правильным для обеих сторон — и для невесты и для жениха, и поэтому недоумевает, почему я с ним не общаюсь. На самом деле все наоборот. С моей стороны правильно не общаться с ним, ведь о чем я могу говорить с этим пустозвоном? Вопрос другой: почему я вообще согласился на этот брак? На этот вопрос у меня ответа нет!»
Смысл этой притчи в том, что Всевышний «породнился» с ничтожным творением — человеком, состоящим из плоти и крови, и дал ему драгоценную Тору. Когда еврей читает ее, находит в ней непонятные вещи и недоумевает: почему Всевышний не разъяснил ему все Свои слова понятно, не загадками, чтобы он все хорошенько уразумел. Ответ Всевышнего на это: человек ошибается, считая, что его связь с Всевышним равноценна с обоих сторон. Поэтому он не понимает, почему Всевышний не разъяснил ему все ясно и четко. Но, на самом деле, все не так. Большой вопрос, почему Он решил связаться с человеком, а потому все, что Он ему дал, человек должен принимать как закон, который понять невозможно. И не должен человек требовать, чтобы ему указали причины тех или иных заповедей, а должен решить, что это закон. А почему Всевышний решил даровать Тору и заповеди человеку — это тайна, и это то, что сказано: «Это закон Торы, о котором приказал Б-г так…» (мы должны исполнять все Его законы, как приказ, даже не понимая смысла того, что мы делаем — прим.).
[1] Бемидбар 19:2
[2] Мидраш Бемидбар Раба 19:1
[3] Мидраш Бемидбар Раба 19:3
[4] Коэлет 7:23-24
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.