Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Корах, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И говорил Кораху и всему его обществу, говоря так: “Утром (завтра) известит Б-г, кто Его…”»[1] (для служения в Храме — прим.).
Написано в Мидраше[2]: Сказал им Моше: Всевышний установил в мире, сотворенном Им, четкие границы. Разве вы можете перемешать день и ночь?! Ведь уже сказано: «И был вечер и было утро», и «И отделил Б-г свет от тьмы»[3] для пользы мира. Таким же образом (Аарон и его потомки выделены, чтобы быть свободными для служения в Храме, и вы не можете это изменить — прим.): «Б-г выделил Аарона и наделил его особой святостью»[4]. (То есть, все члены колена Леви наделены святостью, а Аарон и его дети еще больше — прим.)
Для разъяснения этого приведем еще один Мидраш[5]: «И назвал Б-г (то время, когда есть) свет днем.» — это деяния праведников, «.а тьму назвал ночью» — это деяния грешников.
Притча.
Один торговец пришел ночью в лавку большого купца купить товар. Купец поскорее зажег свечи, чтобы торговец мог смотреть и выбирать товар, и спросил: «Какого качества товар ты хочешь купить — простого или добротного?» Торговец ответил: «Я не вижу разницы в качестве товара, для меня все выглядит одинаково. Я выберу то, что мне понравится, и возьму все по одной и той же цене». Услышав слова этого наглеца, купец тут же загасил все зажженные им свечи, и оставил его в темноте. Торговец удивился: «Что ты делаешь?!» Купец ответил: «Если ты считаешь, что нет разницы между плохим и хорошим, и весь товар должен быть по одной цене, то зачем тебе свеча?! Бери все, что попадает в руку!»
Смысл этой притчи в том, что Всевышний вместе со светом дня сотворил свет разума, чтобы человек мог различать между людьми, кто умнее, кто мудрее, и судить каждого согласно его уровню. Корах же сказал: «Ведь все общество, все святы.»[6], то есть, все находятся на одном уровне, и нет между ними разницы. Поэтому нет нужды различать свет и ум. На это Моше ответил: «Всевышний установил в мире четкие границы, и свет разума помогает различать между людьми. А если так (как ты говоришь — прим.), то нет пользы в том, что Б-г отделил свет от тьмы и наделил человека разумом, чтобы правильно оценивать вещи. Ведь раз, по вашему мнению, все товары одинаковы, то нет нужды их освещать. Но вы ведь видите, что невозможно перемешать день и ночь, так как мир нуждается в том, чтобы между ними было различие. И как необходимо для мира, чтобы свет был отдален от темноты, таким же образом мир нуждается в том, чтобы Аарон был выделен, и обладал особой святостью».
«Мало у вас того, что Б-г Израиля выделил вас (левитов — прим.) из общины Израиля, чтобы приблизить вас к Себе… а вы просите еще и священнослужения? Поэтому ты и вся твоя община, собираетесь против Б-га.»[7].
[1] Бемидбар 16:5
[2] Мидраш Бемидбар Раба 18:17
[3] Берешит 1
[4] Диврей а-Ямим I 23:12
[5] Мидраш Берешит Раба 1:8
[6] Бемидбар 16:3
[7] Бемидбар 16:9-11
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»