Темы: Возраст, Тшува, Бааль-тшува, Самосовершенствование, Рассказы, Симха Горелик
Считается, что молодость — время для роста, перемен и личных преобразований, в зрелом же возрасте остается лишь пассивно наслаждаться плодами своего труда.
Во многих странах у пенсионеров принято путешествовать по новым местам, посещать клубы «Золотого возраста» — но они редко работают над развитием новых навыков, или тем более — становятся новыми людьми.
Лея Абрамовиц, основатель израильского гериатрического института, утверждает, что, старея, многие люди начинают упорно цепляться за каждую деталь своей жизни, от утренних процедур до полуразвалившегося дивана, который они отказываются заменить.
Есть и категория пенсионеров, которые видят свои более поздние годы как золотую возможность сделать все, что они никогда не имели времени сделать раньше. Например, открывают для себя волонтерство или даже новую работу, выбор которой обусловлен не столько денежным вознаграждением, сколько возможностью развить свой творческий потенциал.
Некоторые исключительные люди считают, что после 60 лет наступает идеальное время для работы над улучшением себя. Свободные от давления карьеры и воспитания детей, они обращаются к задаче устранения недостатков характера, которые преследуют их на протяжении десятилетий. Кто-то бросает курить, кто-то решает побороть привычку опаздывать, кто-то приучает себя к сдержанности.
Геронтологи определили три фактора, которые составляют то, что они называют «успешным старением»:
В то время как «значимое существование» может быть достигнуто путем ухода за супругом или волонтерством, высший смысл достигается только через духовные занятия.
«Старшее поколение проявляет наибольший интерес к духовности», — утверждает Лея Абрамовиц. Она отмечает, что даже в кибуцах, основанных убежденными социалистами-атеистами, эти самые социалисты, выйдя на пенсию, любят сидеть и учиться Торе и Талмуду.
Лея Абрамовиц объясняет: «После каждого этапа жизни есть следующий этап. В юности мы учимся — готовимся к поступлению в институт. В институте — мы готовимся к карьере. В течение нашей рабочей жизни мы готовимся к выходу на пенсию. Когда вы попадаете в тот период жизни, который называется “золотым возрастом”, следующим этапом является Грядущий мир. Даже нерелигиозные люди интуитивно понимают, что вскоре им предстоит встреча с их Создателем, к которой им надо подготовиться».
Мы знаем женщин, которые в очень зрелом возрасте начинают зажигать субботние свечи, покрывать голову и даже погружаться в микву; и мы знаем мужчин, которые впервые открыли Талмуд, надели кипу, зашли в синагогу, будучи уже прадедушками.
Для того, чтобы полностью поменять свою жизнь в зрелом возрасте, требуется смелость и даже авантюризм. Что скажут внуки, друзья, соседи? Как отреагируют бывшие однокурсники на ежегодной встрече? И самое главное — неужели весь предыдущий опыт жизни теперь не нужен?
Инга Михайловна и Марк Янович приехали в Израиль, когда им было хорошо за 60, и поселились в Иерусалиме. Израиль им казался самой подходящей страной, чтобы заниматься, такими естественными в их возрасте, проблемами здоровья. Иерусалим же был выбран, несмотря на дороговизну жилья, за сухой климат и горный воздух.
Марк Янович, «чтобы не скучать», стал похаживать на уроки Торы, которые были организованы в их районе. «В России мы всё время вращались в еврейском кругу, как нам казалось. Многие наши друзья были евреями; из синагоги нам присылали мацу перед Песахом и продуктовые наборы к шабату; мы читали Шолом-Алейхема и любовались Шагалом; моя мать похоронена на еврейском кладбище… Но только когда я начал изучать Тору, — рассказывает Марк Янович, — у меня появился совершенно новый взгляд на то, что значит быть евреем».
Распрощавшись в Израиле со своими отчествами и став просто Ингой и Марком, они как будто сбросили с себя лишние годы. Теперь, когда им не нужно было соответствовать никаким стандартам, продиктованным солидным возрастом и положением, Инга и Марк наслаждались теплом и свободой.
Дочь и сын Инги и Марка были уже взрослыми и самостоятельным людьми. Единственным по-настоящему черным пятном в их жизни было то, что дочери, которая была замужем уже 12 лет, никак не удавалось забеременеть. Когда Марк упомянул об этой проблеме раву, уроки которого посещал по вторникам, тот осторожно предположил, что, если бы Катя взяла на себя какую-то одну заповедь, это могло бы помочь.
Инга предполагала, что Катя поднимет родителей на смех, и все же решилась, позвонила ей и пересказала разговор с раввином. Катя отрезала: «Вы там совсем от реальности оторвались в своем Израиле! Мы собираем документы, чтобы скоро взять мальчика из детдома…»
«Из детдома, так из детдома», — согласилась Инга. Но усыновлению было не суждено совершиться. Катя не очень вдавалась в подробности, но, видимо, ребенок оказался слишком проблемным, общего языка им найти не удалось, мальчик несколько раз убегал из дома, в конце концов, Катя сдалась — и вернула ребенка, решив, что усыновление — не для нее.
Все способы стать родителями за 12 лет были исчерпаны. Что оставалось делать? По принципу «была — не была» Катя поискала в интернете, что такое «заповеди», выбрала одну (какую — никто не знает, матери она ничего не сообщила) и начала ее соблюдать.
Через полтора месяца Катя позвонила сообщить родителям, что беременна. Инга и Марк не могли прийти в себя от изумления! Эта новость была радостной и даже ожидаемой, но это было потрясающе: увидеть, как Б-г отвечает настолько прямо. «В тот момент, — вспоминает Марк, — мы почувствовали такую благодарность к Б-гу, что нам обоим было ясно: мы должны что-то Ему вернуть. С того дня мы решили соблюдать шабат, кашрут и другие заповеди».
Это было полное изменение образа жизни для обоих. Одно дело — ходить раз в неделю на урок к раввину, и совсем другое — надеть кипу, учить Тору каждый день, накладывать каждое утро тфилин. Одно дело — «раз уж мы в Израиле, будем закупаться в обычном супермаркете и не пойдем за свининой в русский магазин». И совсем другое — выбросить часть (любимой!) посуды, откошеровать кухню и обрести совершенно новые привычки в готовке.
Со временем Инга начала и одеваться иначе, и на уроки Торы ходить, и даже приглашать студентов ешивы и молодые пары на субботние трапезы.
Изменение жизненных привычек трудно не только потому, что сила инерции препятствует таким усилиям, но и потому, что принятие нового действия заставляет нас встать в защитную позицию: «А что, разве раньше, когда я поступал иначе, я был плох?»
«Помню, когда я узнала о том, что яйца необходимо проверять на наличие крови, — смеётся Инга, — такие противоречивые внутренние голоса у меня в голове звучали, ой-ой-ой! Однажды я готовила свою знаменитую овощную запеканку, и, как и всегда, занесла яйцо над овощами и собиралась его разбить. И тут тихий голосок внутри сказал: “Нет, нет, я должна сначала проверить яйца в стакане”.
Я отошла от миски с тертыми овощами и взяла стакан, но почему-то не могла разбить яйцо! В голове зазвучал другой голосок, погромче: “Инга, ты готовила 39 лет и никогда не разбивала яйцо в стакан. Это нелепо. Не делай этого!” Тогда я повернулась к тесту и стукнула яйцо о край миски.
И снова меня остановил голос: “Инга, если ты собираешься что-то сделать, делай уж всё правильно”. Я разбила яйцо в стакан, и то, что я увидела, повергло меня в шок. Яйцо было не только испорченным и полным крови, в нем даже можно было увидеть часть клюва цыпленка! Я в страхе и брезгливости бросила его и несколько минут стояла, пораженная новой мыслью: Вс-вышний нашел способ доставить мне свое послание!»
Изменения в немолодом возрасте также требуют немалой доли смирения. Признать, что то, как мы жили раньше, было недостаточно правильно, — это серьезный вызов для нашего эго. «Как-то перед Песахом мне помогала одна студентка кошеровать кухню. Она очень мягко говорила, что и как надо делать, но мне прямо приказы слышались в её голосе! “Как, тебе всего 22 года, и я должна тебя слушаться?” — так я про себя бубнила. Сейчас смешно это вспоминать!»
* * *
В одном известном Мидраше Вс-вышний говорит: «Потому что Израиль молод, и Я люблю его». Мудрецы объясняют, что «молодость» означает способность духовно расти и меняться. К цифре в паспорте и количеству болезней понятие молодости не имеет никакого отношения, зато напрямую связано с любовью — той Высшей любовью, которой удостаивается человек, когда растёт и развивается весь отведенный ему в этом мире век.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?