Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один бедняк всю жизнь собирал подаяние, а к старо­сти ему удалось купить дом в небольшом городке. Он очень гордился им и хвастался всем, что он очень богат.

«Шесть лет засевай свое поле… а на седьмой год шабат, полный покой… и отсчитай себе семь раз по семь лет, и будет тебе за семь раз сорок девять лет…»[1].

Следует разобраться, зачем Писание вдается в такие подробности. Мне кажется, что Всевышний хотел этим дать человеку совет, как делать счет годам своей жизни.

Притча.

Один бедняк всю жизнь собирал подаяние, а к старо­сти ему удалось купить дом в небольшом городке. Он очень гордился им и хвастался всем, что он очень богат. Сказал ему один из местных жителей: «Глупец! Ты просто привык, что, когда ходил из дома в дом, считал каждую полученную копейку. Когда у тебя накапливалось три золотых, ты считал, что у тебя триста монет. И теперь ты тоже все свои деньги подсчитываешь в копейках, оттого тебе и кажется, что у тебя не­сколько тысяч. Но если ты переведешь эту сумму в золотые монеты, то окажется, что у тебя их всего десять. Тогда ты увидишь, насколько на самом деле “богат”, и поймешь собственную глупость».

Смысл этой притчи в том, что когда человек станет подсчитывать дни и годы своей жизни, то их окажется много — семьдесят, восемьдесят лет. Тогда ему покажется, что он будет находиться в этом мире вечно. Но если он посчитает, сколько раз в его жизни будет по семь лет (год шмиты — «шабат, полный покой…», — раз в 7 лет — прим.), то получит приблизительно 10 или 11 раз. Это даст ему почувствовать, что, на са­мом деле, он в этом мире пришелец ненадолго.

И как подходят здесь слова царя Давида: «Дай мне, Б-г, знать, ког­да (наступит) мой конец, и сколько лет мне отведено, тогда буду знать я, когда умру»[2].

Мне кажется, что следует понимать слова царя Давида: «…тогда буду знать я, когда умру» следующим образом:

Притча.

Один толковый человек был партнером одного бога­ча по бизнесу, так как был большим экспертом в делах, чем тот богач. Его жена приставала к нему, чтобы он купил ей украшения, как у жены богача, ведь они же партнеры! Она не понимала, что муж ее зарабаты­вает примерно десятую часть того, что зарабатывает богач. И так она без конца жаловалась, говоря: «Ты ведь партнер с ним, и магазин твой полон товара! Посмотри, как наряжается и украшается его жена, а мне ты не желаешь купить украшения!» Назавтра ее муж пошел к богачу и сказал ему: «Давай-ка произведем расчет, сколько каждый из нас за­рабатывает!» Богач очень удивился: «Что это вдруг тебе понадобилось производить подсчеты?» Тот ответил: «Знай, друг мой, что я прошу произвести подсчет не для того, чтобы знать, сколько у меня есть, а для того, чтобы показать моей жене, сколько у меня нет. Тогда она убедится, что товар в моем магазине не мой, и прибыль за него принадлежит не мне, и перестанет обвинять меня!»

Смысл этой притчи в том, что человек ощущает себя в мире вечным, не ограниченным во времени, и весь мир ему тоже кажется вечным. Дурное начало соблазняет его грешить, убеждая: «Ты проживешь еще долго, потом успеешь выплатить все свои долги». Это обман, ведь чело­век когда-нибудь умрет и не успеет исправиться. Поэтому просил царь Давид, чтобы Всевышний открыл ему, когда он умрет, не для того, что­бы знать, сколько у него есть еще времени, а чтобы знать, что это время не его — чтобы напомнить ему, что он смертен, и тогда он не соблазнит­ся уговорами дурного начала. И это то, что сказано: «чтобы узнал я, что я смертен»[3].


[1] Ваикра 25:3-4, 8

[2] Теилим 39:5

[3] Теилим 39:5

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»