Темы: Материя, Тора и наука, Эволюция, Тора и медицина, Духовность, Благословение, Симха Горелик
Несмотря на то, что мы живем в эпоху прогресса и развития науки, на многие очевидные вопросы научное сообщество пока не нашло ответа. Ученых еще ожидает огромное количество открытий во всех областях: в химии, биологии, географии, экологии, генетике, астрофизике…
Даже человеческое тело, экземпляром которого обладает каждый ученый и лаборант, изучено не до конца. Среди прочего, существует такая теория, что в ходе эволюции случились некоторые ошибки, в результате чего человек не так совершенен, каким его принято считать.
К таким «ошибкам эволюции» причисляют, например, слишком близкое расположение дыхательного горла и пищевода, в результате чего люди часто погибают, поперхнувшись едой. Еще говорят о слишком узком канале деторождения — по сравнению с подобным органом у животных, об избыточно сложном устройстве человеческой стопы, о неспособности человечества к биосинтезу витамина С, о «неправильном» расположении фоторецепторов в глазу — и о других «недоработках».
На самом деле, еврейская Традиция отвечает и на эти, и на более сложные вопросы, касающиеся строения человеческого тела, но принять эти ответы невозможно без того, чтобы не согласиться, что материальный мир является отражением духовного, и каждая, даже самая малая, деталь этого мира — будь то человек, животное или планета — несет глубокий духовный смысл.
Вот, например, возьмем человеческое колено. «Оно, без сомнения, плохо подходит для той работы, которую мы просим его сделать», — говорит Джеймс М. Фокс, автор книги «Сохраните ваши колени». «Оно не было предназначено для футбола, автомобильных аварий, плотницких или сантехнических работ, сидения на корточках и на коленях. Оно было хорошо разработано изначально, но как можно было предвидеть все то, что мы в конечном итоге попросим его делать?!»
Если придерживаться эволюционной теории, то, конечно, понять это невозможно. Но поскольку человек произошел не от обезьяны, а был сотворен Тем, Кто не делает ошибок, конечно, Ему известны все возможные формы деятельности человека, которыми он решит сгубить свои колени в разные периоды истории. Тем не менее, преобладание заболеваний, связанных с коленом, заставляет нас задаться вопросом, почему, проектируя человеческое колено, Всемогущий решил создать его именно таким — хрупким и уязвимым.
На иврите «колено» — это «берех». Совпадение ли, что это слово пишется точно так же, как «берех» — «благословил» (только огласовки другие)? Конечно, нет, ведь суть Святого Языка такова, что, казалось бы, несвязанные слова часто имеют общий грамматический корень, предупреждая нас, что они не так отличаются друг от друга, как на поверхностный взгляд. Чтобы понять, что связывает колено с благословением, задумаемся о сути брахи, благословения.
Кстати, это только на русском языке в «благословении» заключено «благое слово», на иврите же ничто не намекает на то, что благо передается через слова. Так в чем же суть брахи?
Один из самых поучительных примеров Б-жественного благословения появляется во Второй Книге Мелахим. В 4-й главе бедная вдова умоляет пророка Элишу спасти ее сыновей от продажи в рабство за ее долги.
— Что у тебя есть в доме? — спрашивает пророк.
— У меня нет ничего, кроме небольшой посудины с оливковым маслом, — отвечает вдова.
Элиша поручает ей пойти к соседям и одолжить все пустые горшки, кувшины и ведра, которые у них есть. Затем он говорит ей, чтобы она взяла свою маленькую посудину и начать лить оттуда масло в одолженные кувшины и горшки. Вдова следует его указаниям и, чудесным образом, из маленького кувшина выливается столько масла, что им удается заполнить все одолженные сосуды, продать полученное масло на рынке, а на вырученные деньги не только уплатить все долги, но и жить с сыновьями до конца жизни в спокойствии и благоденствии.
Почему пророк спасает эту вдову таким сложным образом? Не мог Элиша сказать ей, например: «Пойди к себе домой, поищи за печкой — и найдешь там мешок с золотом»?
Наши мудрецы открывают нам, что из этого случая мы узнаём, в чем суть благословения: в том, что оно увеличивает то, что у нас имеется. Всевышний благословляет нас, не давая нам то, чего нам не хватает; Он благословляет нас, расширяя и увеличивая то, чем мы уже обладаем.
Фраза, которая встречается в еврейских молитвах чаще других, — это: «Барух Ата, Ашем, Элокейну…»: «Благословен, Ты, Господь, наш Бог…» Объявляя, что Всевышний благословен, мы утверждаем, что Бог является источником всех благословений. Это Тот, Кто создал нас и всё, чем мы обладаем, и это Тот, кто увеличивает или уменьшает то, что у нас уже есть. Богатство, мудрость, сила, талант — источник всего этого — наш Творец, который снабдил нас всем этим в качестве кредита и может забрать обратно, если мы будет пользоваться дарами безответственно.
Поэтому всякий раз, когда мы получаем удовольствие в материальном мире, мы произносим благословение Богу, выражая благодарность и надежду, что и в будущем мы удостоимся получения тех же благ.
Ничто в человеческом состоянии не символизирует этот аспект наших отношений с Всевышним более поразительно, чем колено. Люди естественным образом склонны верить в свою самодостаточность и независимость. Мы легко упускаем из виду или игнорируем наши физические ограничения, воображая, что мы — хозяева нашей собственной судьбы и кузнецы своего счастья.
Когда мы предаемся такого рода высокомерию, мы изолируем себя от человеческого общества, отрезая себя от других людей и дистанцируясь от нашего Творца.
Строение многих органов человека дарвинисты объясняют эволюционными процессами. Например, они полагают, увеличение таза дало человеку устойчивость при прямохождении и сократило расход энергии на поддержание равновесия, а позвоночник «с переходом к прямохождению» получил двойной изгиб: верхний (грудной) отдел выгнут назад, а нижний (поясничный) — вперед, что способствовало перемещению центра тяжести тела. Но в эту логику дизайн колена никак не вписывается: как эволюция допустила, чтобы 80-килограммовое тело опиралось на столь тонкий механизм?
На самом деле, человеческое колено идеально подходит для одного: идти прямо вперед, по ровной земле, в умеренном темпе — и всё. Как только мы ускоряемся, замедляемся, поворачиваемся, спускаемся или поднимаемся, увеличиваем нагрузку, переохлаждаем ноги, пьем мало воды, не следим за своим весом — всем этим мы ставим себя под угрозу травм и нетрудоспособности.
Может быть, оставаясь в покое, вы сохраните свои колени? Так нет же: медики предупреждают, что при сидячем образе жизни наши суставы в 3-4 раза хуже напитываются необходимыми веществами, поступающими с циркулирующей кровью — и хрящи в несколько раз быстрее приходят в негодность.
Значит, нужна физическая активность, спорт, тренажерный зал? Не будем спешить — ведь немалая часть пациентов ортопедических клиник попадают туда прямиком из фитнес-зала, где они неудачно повернулись, присели или пробежались. Точно так же в нашем стремлении к богатству, власти и признанию, не стоит забывать, что ложный шаг, поспешный поворот или непродуманный скачок самоуверенности может нанести нам сокрушительный удар в одно мгновение. Опираясь исключительно на свои собственные ресурсы, мы ставим себя под угрозу утраты всех благословений, которые были нам даны.
Однако, когда мы признаем наши собственные ограничения, когда мы принимаем нашу зависимость, признаем нашу уязвимость и ослабляем эгоизм, тогда мы понимаем, что Божьи благословения несут с собой ответственность, и что мы должны зарабатывать их снова и снова. Здоровые отношения не могут существовать без уязвимости. Только тогда, когда мы признаем, что мы не самодостаточны, мы можем признать, что нуждаемся в участии Бога в нашей жизни.
Эта универсальная истина в равной степени относится и к другим людям, и к Творцу Вселенной. Только тогда, когда мы понижаем нашу психологическую защиту и делаем себя уязвимыми для других, мы можем впустить их в нашу жизнь, любя их и позволяя им любить нас. И только впуская других в нашу жизнь, мы можем начать развивать близость с Божественным, которая дает невообразимую силу, непревзойденную радость и безграничное благословение.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»