Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ахарей мот, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Ведь в этот день искупит вас для очищения вашего. От всех грехов ваших вы очиститесь перед Б-гом»[1].
Для разъяснения этого следует привести высказывание мудрецов[2]: Написано: «Взывайте к Б-гу, когда Он находится… (среди вас — прим.)»[3]. А в другом месте написано: «.всегда, когда мы обращаемся к Нему»[4]. Эти стихи не противоречат друг другу, так как в первом случае говорится о том, кто молится в одиночку, а во втором о молитве в миньяне (10 евреев от 13 лет и старше — прим.).
Притча.
Если целое государство провинилось перед царем, и он сильно разгневался, то хотя царский дворец находился далеко, в этой стране поспешат составить делегацию из мудрых, красноречивых и известных во дворце людей, таких, перед которыми откроются двери, и они будут пропущены к царю без задержек. Царь будет благосклонен к ним и простит всему государству ради них. Совсем другое дело, если перед царем провинится один человек, простолюдин. Нет ему спасения, ведь как он сможет попасть во дворец? Его будут ждать сотни преград, да и сам царь не пожелает его слушать. Но если царь явится в его город и объявит, что любой житель может обратиться к нему с просьбой, тогда до него с легкостью доберется и простой человек, ведь его никто не остановит.
Смысл этой притчи в том, что Шхина Всевышнего находится высоко на Небесах и врата молитвы заперты. Множество препятствий мешает молитве добраться до Него. Поэтому молитва и раскаяние молящегося в одиночку не так сильно ему помогает. Но когда люди молятся вместе, среди них есть люди, чья Тора и праведность важны перед Б-гом, и они убирают все преграды, и молитва их поднимается к Царю, благословенно имя Его. Но в Десять дней раскаянья, и особенно в святой день Йом Кипур, Всевышний спускается на землю и провозглашает: «Вернитесь, дети, к Отцу вашему на Небесах». Тогда ничто не препятствует молитве и человек может молиться и просить прощения за грехи даже в одиночку. Слова пророка: «Вернись, Израиль, до Б-га твоего, ведь ты споткнулся согрешив»[5] относятся к молящемуся в одиночку. Он говорит: «Ты один, поэтому твоя молитва может только дойти до Б-га, пока Он находится рядом и желает твоего раскаяния, то есть, в Десять дней раскаяния». «Ведь ты споткнулся, согрешив» — ты весь испачкан грехами, и в течение года тебе будет очень тяжело очиститься от них, так как между твоей молитвой и Всевышним будет находиться много преград. Затем пророк обращается к общине: «Возьмите свои слова и вернитесь к Б-гу»[6]. Общине пророк не указал на особое время, когда лучше молиться, потому что молитва группы людей обладает силой пробиться к Б-гу и получать прощение весь год. А если праведники скажут: «Будем молиться только за себя, но не за других», то ответ пророка: «Скажите Ему: Прости все прегрешения, и возьми добро»[7], то есть, обратитесь к Всевышнему и скажите Ему: «Не смотри, кто именно согрешил, а кто праведен, ведь мы все пред Тобой как один человек». Разъясним это:
Притча.
Один человек совершил преступление против царя, и его в виде наказания поместили в один город с тяжелыми условиями проживания. Однажды в тот город, где отбывал заключение этот преступник, прибыл царь. Друзья осужденного направились к нему и молили, чтобы он использовал возможность, пока царь в городе, и обратился к нему с просьбой о помиловании, ведь ехать в столицу ему нельзя. Но преступник не желал их слушать. Когда настал день отъезда царя, друзья осужденного вновь пришли к нему и в слезах просили: «Царь уже отправляется в путь, но не успел отдалиться от города. Беги скорее за каретой и моли царя о пощаде, ведь это твоя единственная возможность!»
Об этом и говорили мудрецы, что каждый человек должен использовать то время, когда Б-г находится рядом, и готов принять раскаяние. Это период от Рош а-Шана до Йом Кипура. И не сказано: «Вернитесь к Б-гу, когда Он находится (среди вас)», ведь возвращаются издалека, делают путь, чтобы приблизиться. Но в этот период, даже если человек далек от Б-га, Он сам приходит к нему, и человеку требуется только обратиться к Нему, смириться перед Ним и просить милосердия. Поэтому сказано: «Взывайте к Б-гу, когда Он находится (среди вас)»[8]. А если человек не поспешил воззвать к Б-гу, пока Он был рядом, и Шхина уже поднялась на Небеса, есть у него еще возможность обратиться к Нему. Об этом говорится в продолжении: «…зовите Его, когда Он близко»[9] — в период от Йом Кипура до Ошана Раба (последний день праздника Суккот). В этот период врата молитвы еще не заперты, и молитва еще может беспрепятственно достичь Б-га. О периоде от Рош а-Шана до Йом Кипура сказано также: «Оставит злодей пути свои.» — ему не требуется возвращаться издалека, ведь Всевышний, благословен Он, находится рядом с человеком. Надо только не убегать от Него. А про период от Йом Кипура до Ошана Раба, когда Всевышний чуть-чуть отдаляется от нас, сказали мудрецы: «Вернитесь к Б-гу, ведь Он близок к нам», и это то, что сказано: «И вернется к Б-гу и (Он) сжалится над ним, ведь Он прощает многое»[10], даже тому, кто этого недостоин.
Сказали мудрецы[11]: Рабби Элазар бен Азарья так трактовал стих: «Ведь в этот день искупит вас для очищения вашего. От всех грехов ваших вы очиститесь перед Б-гом»[12]: Грехи по отношению к Б-гу, Йом Кипур искупает. А проступки по отношению к другим людям не искупятся в Йом Кипур, пока провинившийся не получит прощения обиженного. Сказал рабби Акива: «Счастливы вы, народ Израиля! Перед Кем вы очищаетесь, и Кто очищает вас? Ваш Отец на Небесах!» Следует углубиться в значение этого высказывания. Чтобы понять его, приведем сначала слова пророка: «Ой, грабитель, но не был ограблен ты, и изменник, но не изменили тебе!»[13]
[1] Ваикра 16:30
[2] Йевамот 49б
[3] Йешаяу 55:6
[4] Дварим 4:7
[5] Ошеа 14:2
[6] Ошеа 14:3
[7] Ошеа 14:3
[8] Йешаяу 55:6
[9] Йешаяу 55:7
[10] Йешаяу 55:7
[11] Йома 85б
[12] Ваикра 16:30
[13] Йешаяу 33:1
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»