Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Нужно давать милостыню тайно, насколько это возможно. Если возможно дать ее таким образом, чтобы сам дающий не знал, кому он ее дает, а берущий не знал бы, от кого он ее принимает — это очень хорошо. И уж во всяком случае не следует человеку гордиться тем, какую он дает милостыню.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
До 40 лет раби Акива не изучал Тору, не умел читать и ненавидел мудрецов Торы, видя их преимущество перед собой. Когда раби Акива встретил Рахель, дочь Калба Савуа, и захотел на ней жениться, она поставила условие.

«Возлюби Господа, Б-га твоего… всей твоей душой…»
(Дварим 6:5)

Раби Акива бен Йосеф был одним из величайших мудрецов Израиля. Он получил знание Торы от раби Элиэзера бен Уркануса и от раби Йеошуа бен Хананьи. Его предки, прошедшие гиюр, происходили из потомков военачальника Сисры из кнаанского города Хацор, воевавшего против народа Израиля в период Судей в дни пророчицы Дворы. Тайное учение раскрывает нам, что раби Акива был воплощением души праотца Яакова, и как Яаков работал на Лавана, так и раби Акива пас стада своего тестя Калба Савуа.

До 40 лет раби Акива не изучал Тору, не умел читать и ненавидел мудрецов Торы, видя их преимущество перед собой. Когда раби Акива встретил Рахель, дочь Калба Савуа, и захотел на ней жениться, она поставила условие: он должен отправиться изучать Тору в дом учения раби Элиэзера бен Уркануса[1].

Повествует Мидраш: «Как начинался путь раби Акивы? Рассказывают, что до 40 лет он не изучал Тору. Однажды, стоя у устья колодца, высеченного в камне, он задался вопросом: “Кто же вырезал его в камне?”. Ему сказали: “Это сделала вода, капая каждый день”. И добавили: “Акива, разве ты не знаешь стих Писания: Вода точит камни?” И раби Акива задумался: “Если мягкое режет твердое, то слова Торы, твердые, как железо, тем более вырежут себе место в моем сердце из плоти и крови”»[2].

Учителя Мусара дают этому повествованию следующее разъяснение: Всё это непонятно. Если раби Акива хотел изучать мудрость Торы, о чем свидетельствует его логический вывод, то почему он не сделал этого прежде? Зачем ему потребовались внешние доказательства, притчи и логические умозаключения? Почему он не пошел в дом учения без всяких притч? Какую проблему разрешил он для себя, увидев, что вода точит камень?

Тора отличается от любой другой мудрости, к изучению которой может прийти каждый, без подготовки и самоанализа. Для раби Акивы это было очевидно… В Торе он видел нечто намного большее, чем просто мудрость или перечень предписывающих и запрещающих заповедей.

Раби Акива понимал, что ее главное требование — чтобы сам человек стал живой Торой, Божественным творением с исправленными возвышенными качествами, свободным от любых пристрастий и личных интересов, следующим исключительно воле Творца. В себе же он замечал бушевание различных сил души, желание подчинить истину своим пристрастностям и интересам и неготовность отказаться от своих убеждений в пользу мнения Торы… Поэтому на протяжении многих лет он не был уверен — остановить ли ему свой выбор на Торе или нет. Его сомнения разрешились у колодца, где раби Акива сделал логический вывод: «Если мягкое способно придать новую форму твердому, то слова Торы тем более сумеют исправить мое сердце»[3].

В заслугу чего раби Акива пришел к духовному величию? «Упрекни мудреца — и он полюбит тебя»[4], — сказано о раби Акиве[5], и о нем же говорит Талмуд: «Это тот, чье имя известно по всему миру, от края до края»[6]. А в трактате Менахот Талмуд рассказывает, что Моше рабейну сказал Всевышнему: «У Тебя есть такой человек, а Ты хочешь даровать Тору через меня?!»[7] Речь идет о раби Акиве, о котором сказано: «Вырывает горы и крошит их друг о друга силой своих рассуждений».

Талмуд повествует, что он был одним из четырех мудрецов, которые при жизни вошли в Пардес — мир высшей Божественной мудрости, раскрывающийся лишь перед истинными праведниками после смерти: «Четверо мудрецов вошли в ПаРДеС — Божественный сад мудрости на Небесах: Бен Азай, Бен Зома, Ахер и раби Акива. Сказал им раби Акива: когда вы увидите мраморные камни чистоты — не скажите, что это воды, ведь “не сидеть в Доме Моем творящему лживое, говорящий неправду не утвердится перед Моими глазами”[8]. Бен Азай взглянул и умер; Бен Зома взглянул и потерял рассудок; Ахер оставил пути Торы; раби Акива вошел с миром и вышел с миром»[9].

Талмуд отмечает: «Знание раби Акивы было столь велико, что ала-ха всегда следует его мнению»[10]. Мидраш указывает на то, что раби Акива постиг сокровенные тайны Торы, которые не были раскрыты даже Моше рабейну[11]. Рассказывается в Талмуде: «Когда Моше рабей-ну вознесся на Небеса, он увидел, как Всевышний, благословен Он, сидит и прикрепляет короны к буквам Торы. Моше спросил Всевышнего: “Кому недостаточно букв Торы, что Ты вынужден украшать их коронами?” Ответил ему Всевышний: “Много поколений спустя в этом мире появится человек, и его имя Акива бен Йосеф, который из каждой короны выучит множество законов”. Попросил Моше Всевышнего: “Покажи мне его!” Сказал ему Всевышний: “Отступи назад”. Моше отошел, сел в конце 18 рядов учеников раби Акивы и не понимал, о чем они говорят. Моше рабейну лишился сил! Когда они начали обсуждать некий закон, ученики спросили: раби, откуда ты это знаешь? И он ответил: это Закон, данный Моше на горе Синай! Тогда успокоилось сознание Моше, и он спросил Всевышнего: “Хозяин миров, у тебя есть такой человек, а Ты даруешь Тору через Меня?” Ответил ему Всевышний: “Сомкни свои уста, такова Моя воля!” Произнес Моше: “Хозяин миров, Ты показал мне его учение, дай же мне увидеть его награду!” Сказал ему Всевышний: “Отступи назад”. Моше отошел и увидел, как римляне железными клещами сдирают кожу с тела раби Акивы. Воскликнул Моше: “Хозяин миров, такова награда за Тору?” Ответил ему Всевышний: “Сомкни свои уста, такова Моя воля!”»[12]

Основатель учения Мусар рав Исраэль Салантер говорил, что величие мудрецов раскрывается в повествовании Талмуда: Шимон Аамсуни исследовал смысл использования всех предлогов «эт» в Торе[13]. Когда же он дошел до слов «Перед Господом, Богом твоим, трепещи, и Ему служи, и именем Его клянись»[14], где этот предлог стоит перед словом «Господь», то отказался от всего своего толкования, ибо перед кем следует трепетать так же, как перед Б-гом?! Ученики спросили его: «А что будет со всеми предлогами “эт”, смысл которых ты раскрыл ранее?» И он ответил: «Как я получил награду свыше за свое толкование, так я получу награду за отказ от него». Так и оставалось, пока раби Акива не разъяснил эту трудность: «Предлог “эт” расширяет действие стиха Торы о трепете перед Всевышним на мудрецов Торы», повелевая трепетать перед их величием.

Всевышний внимал молитве раби Акивы благодаря силе его раскаяния: «Лишь только раби Акива произнес слова “Отец наш, Царь наш, нет у нас Царя, кроме Тебя! Отец наш, Царь наш, ради Себя смилуйся над нами”, как тут же его молитва была принята на Небесах и начались дожди»[15]!

Когда раби Акива стал главой поколения, он основал йешиву в городе Бней-Брак, в которой училось 24 000 учеников[16]. «12 тысяч пар учеников было у раби Акивы от Гивы до Антипатриса, и все они скончались в один промежуток времени, поскольку не относились друг к другу с достаточным почтением. Мир пребывал в запустении, пока раби Акива не пошел к мудрецам юга и не начал их учить. Это были раби Меир, раби Йеуда, раби Йосей, раби Шимон бар Йохай и раби Элазар бен Шамуа, которые в то время сохранили знание Торы в еврейском народе»[17].

Учили мудрецы: «Когда заболел раби Элиэзер, его пришли навестить ученики. Сказали ему: “Учитель, научи нас путям жизни, следуя которыми, мы бы удостоились будущего мира”. Он ответил: “Будьте внимательны в почитании своих товарищей, защитите детей от пространного мышления, поместите их среди мудрецов Торы, помните, перед Кем вы стоите во время молитвы, — и вы удостоитесь жизни в будущем мире”»[18]. Комментаторы отмечают, что слова предсмертного завещания «будьте внимательны в почитании товарищей» были предвидением смерти учеников раби Акивы во время тяжкой эпидемии.

Рав Шрира Гаон придерживается мнения, что «недостаток в почитании товарищей» проявился в тяжелые времена еврейской истории — в годы восстания Бар-Кохбы против римского владычества в Иудее, когда приумножились разногласия внутри нашего народа относительно участия в войне. Возможно, это вызвало определенные споры и среди учеников раби Акивы, которые нарушили царившую в доме учения высшую гармонию или даже погибли в сражениях против римских легионов.

В трактате Пиркей Авот раби Акива дает нам важнейшее наставление: «Сказал раби Акива: насмешки и легкомыслие приучают человека к разврату. Традиция — ограда для Торы; десятины — ограда для богатства; обеты — ограда для воздержанности; ограда мудрости — молчание»[19]. Таково было воззрение раби Акивы на величие человека: «Любим человек, сотворенный по образу Б-га; особая любовь была явлена ему знанием того, что он сотворен по образу Бога, как сказано: “По образу Б-га Он сотворил человека”[20]. Любимы сыновья Израиля, названные сыновьями Господа; особая любовь была явлена им тем, что им сообщено: вы названы сыновьями Господа, как сказано: “Сыновья вы Господу, Б-гу вашему…”[21]»[22]


[1] Мелахим II 2:12.

[2] Сангедрин 68а.

[3] Ктубот 62б.

[4] Авот де-раби Натан 6:1.

[5] Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Применение качеств».

[6] Мишлей 9:8.

[7] Эрувин 16б.

[8] Йевамот 16а.

[9] Менахот 29б.

[10] Теилим 101:7.

[11] Хагига 14б.

[12] Эрувин 46б.

[13] Мидраш Рабба, Бемидбар, гл. 19.

[14] Менахот 29б.

[15] Согласно правилам понимания Торы, предлог «эт» имеет расширительное значение, распространяя значение стиха Торы на другие объекты, кроме непосредственно в нем упомянутых.

[16] Дварим 6:13.

[17] Таанит 25б.

[18] Ктубот 63а.

[19] Йевамот 62б.

[20] Брахот 28б.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше