Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
До 40 лет раби Акива не изучал Тору, не умел читать и ненавидел мудрецов Торы, видя их преимущество перед собой. Когда раби Акива встретил Рахель, дочь Калба Савуа, и захотел на ней жениться, она поставила условие.

«Возлюби Господа, Б-га твоего… всей твоей душой…»
(Дварим 6:5)

Раби Акива бен Йосеф был одним из величайших мудрецов Израиля. Он получил знание Торы от раби Элиэзера бен Уркануса и от раби Йеошуа бен Хананьи. Его предки, прошедшие гиюр, происходили из потомков военачальника Сисры из кнаанского города Хацор, воевавшего против народа Израиля в период Судей в дни пророчицы Дворы. Тайное учение раскрывает нам, что раби Акива был воплощением души праотца Яакова, и как Яаков работал на Лавана, так и раби Акива пас стада своего тестя Калба Савуа.

До 40 лет раби Акива не изучал Тору, не умел читать и ненавидел мудрецов Торы, видя их преимущество перед собой. Когда раби Акива встретил Рахель, дочь Калба Савуа, и захотел на ней жениться, она поставила условие: он должен отправиться изучать Тору в дом учения раби Элиэзера бен Уркануса[1].

Повествует Мидраш: «Как начинался путь раби Акивы? Рассказывают, что до 40 лет он не изучал Тору. Однажды, стоя у устья колодца, высеченного в камне, он задался вопросом: “Кто же вырезал его в камне?”. Ему сказали: “Это сделала вода, капая каждый день”. И добавили: “Акива, разве ты не знаешь стих Писания: Вода точит камни?” И раби Акива задумался: “Если мягкое режет твердое, то слова Торы, твердые, как железо, тем более вырежут себе место в моем сердце из плоти и крови”»[2].

Учителя Мусара дают этому повествованию следующее разъяснение: Всё это непонятно. Если раби Акива хотел изучать мудрость Торы, о чем свидетельствует его логический вывод, то почему он не сделал этого прежде? Зачем ему потребовались внешние доказательства, притчи и логические умозаключения? Почему он не пошел в дом учения без всяких притч? Какую проблему разрешил он для себя, увидев, что вода точит камень?

Тора отличается от любой другой мудрости, к изучению которой может прийти каждый, без подготовки и самоанализа. Для раби Акивы это было очевидно… В Торе он видел нечто намного большее, чем просто мудрость или перечень предписывающих и запрещающих заповедей.

Раби Акива понимал, что ее главное требование — чтобы сам человек стал живой Торой, Божественным творением с исправленными возвышенными качествами, свободным от любых пристрастий и личных интересов, следующим исключительно воле Творца. В себе же он замечал бушевание различных сил души, желание подчинить истину своим пристрастностям и интересам и неготовность отказаться от своих убеждений в пользу мнения Торы… Поэтому на протяжении многих лет он не был уверен — остановить ли ему свой выбор на Торе или нет. Его сомнения разрешились у колодца, где раби Акива сделал логический вывод: «Если мягкое способно придать новую форму твердому, то слова Торы тем более сумеют исправить мое сердце»[3].

В заслугу чего раби Акива пришел к духовному величию? «Упрекни мудреца — и он полюбит тебя»[4], — сказано о раби Акиве[5], и о нем же говорит Талмуд: «Это тот, чье имя известно по всему миру, от края до края»[6]. А в трактате Менахот Талмуд рассказывает, что Моше рабейну сказал Всевышнему: «У Тебя есть такой человек, а Ты хочешь даровать Тору через меня?!»[7] Речь идет о раби Акиве, о котором сказано: «Вырывает горы и крошит их друг о друга силой своих рассуждений».

Талмуд повествует, что он был одним из четырех мудрецов, которые при жизни вошли в Пардес — мир высшей Божественной мудрости, раскрывающийся лишь перед истинными праведниками после смерти: «Четверо мудрецов вошли в ПаРДеС — Божественный сад мудрости на Небесах: Бен Азай, Бен Зома, Ахер и раби Акива. Сказал им раби Акива: когда вы увидите мраморные камни чистоты — не скажите, что это воды, ведь “не сидеть в Доме Моем творящему лживое, говорящий неправду не утвердится перед Моими глазами”[8]. Бен Азай взглянул и умер; Бен Зома взглянул и потерял рассудок; Ахер оставил пути Торы; раби Акива вошел с миром и вышел с миром»[9].

Талмуд отмечает: «Знание раби Акивы было столь велико, что ала-ха всегда следует его мнению»[10]. Мидраш указывает на то, что раби Акива постиг сокровенные тайны Торы, которые не были раскрыты даже Моше рабейну[11]. Рассказывается в Талмуде: «Когда Моше рабей-ну вознесся на Небеса, он увидел, как Всевышний, благословен Он, сидит и прикрепляет короны к буквам Торы. Моше спросил Всевышнего: “Кому недостаточно букв Торы, что Ты вынужден украшать их коронами?” Ответил ему Всевышний: “Много поколений спустя в этом мире появится человек, и его имя Акива бен Йосеф, который из каждой короны выучит множество законов”. Попросил Моше Всевышнего: “Покажи мне его!” Сказал ему Всевышний: “Отступи назад”. Моше отошел, сел в конце 18 рядов учеников раби Акивы и не понимал, о чем они говорят. Моше рабейну лишился сил! Когда они начали обсуждать некий закон, ученики спросили: раби, откуда ты это знаешь? И он ответил: это Закон, данный Моше на горе Синай! Тогда успокоилось сознание Моше, и он спросил Всевышнего: “Хозяин миров, у тебя есть такой человек, а Ты даруешь Тору через Меня?” Ответил ему Всевышний: “Сомкни свои уста, такова Моя воля!” Произнес Моше: “Хозяин миров, Ты показал мне его учение, дай же мне увидеть его награду!” Сказал ему Всевышний: “Отступи назад”. Моше отошел и увидел, как римляне железными клещами сдирают кожу с тела раби Акивы. Воскликнул Моше: “Хозяин миров, такова награда за Тору?” Ответил ему Всевышний: “Сомкни свои уста, такова Моя воля!”»[12]

Основатель учения Мусар рав Исраэль Салантер говорил, что величие мудрецов раскрывается в повествовании Талмуда: Шимон Аамсуни исследовал смысл использования всех предлогов «эт» в Торе[13]. Когда же он дошел до слов «Перед Господом, Богом твоим, трепещи, и Ему служи, и именем Его клянись»[14], где этот предлог стоит перед словом «Господь», то отказался от всего своего толкования, ибо перед кем следует трепетать так же, как перед Б-гом?! Ученики спросили его: «А что будет со всеми предлогами “эт”, смысл которых ты раскрыл ранее?» И он ответил: «Как я получил награду свыше за свое толкование, так я получу награду за отказ от него». Так и оставалось, пока раби Акива не разъяснил эту трудность: «Предлог “эт” расширяет действие стиха Торы о трепете перед Всевышним на мудрецов Торы», повелевая трепетать перед их величием.

Всевышний внимал молитве раби Акивы благодаря силе его раскаяния: «Лишь только раби Акива произнес слова “Отец наш, Царь наш, нет у нас Царя, кроме Тебя! Отец наш, Царь наш, ради Себя смилуйся над нами”, как тут же его молитва была принята на Небесах и начались дожди»[15]!

Когда раби Акива стал главой поколения, он основал йешиву в городе Бней-Брак, в которой училось 24 000 учеников[16]. «12 тысяч пар учеников было у раби Акивы от Гивы до Антипатриса, и все они скончались в один промежуток времени, поскольку не относились друг к другу с достаточным почтением. Мир пребывал в запустении, пока раби Акива не пошел к мудрецам юга и не начал их учить. Это были раби Меир, раби Йеуда, раби Йосей, раби Шимон бар Йохай и раби Элазар бен Шамуа, которые в то время сохранили знание Торы в еврейском народе»[17].

Учили мудрецы: «Когда заболел раби Элиэзер, его пришли навестить ученики. Сказали ему: “Учитель, научи нас путям жизни, следуя которыми, мы бы удостоились будущего мира”. Он ответил: “Будьте внимательны в почитании своих товарищей, защитите детей от пространного мышления, поместите их среди мудрецов Торы, помните, перед Кем вы стоите во время молитвы, — и вы удостоитесь жизни в будущем мире”»[18]. Комментаторы отмечают, что слова предсмертного завещания «будьте внимательны в почитании товарищей» были предвидением смерти учеников раби Акивы во время тяжкой эпидемии.

Рав Шрира Гаон придерживается мнения, что «недостаток в почитании товарищей» проявился в тяжелые времена еврейской истории — в годы восстания Бар-Кохбы против римского владычества в Иудее, когда приумножились разногласия внутри нашего народа относительно участия в войне. Возможно, это вызвало определенные споры и среди учеников раби Акивы, которые нарушили царившую в доме учения высшую гармонию или даже погибли в сражениях против римских легионов.

В трактате Пиркей Авот раби Акива дает нам важнейшее наставление: «Сказал раби Акива: насмешки и легкомыслие приучают человека к разврату. Традиция — ограда для Торы; десятины — ограда для богатства; обеты — ограда для воздержанности; ограда мудрости — молчание»[19]. Таково было воззрение раби Акивы на величие человека: «Любим человек, сотворенный по образу Б-га; особая любовь была явлена ему знанием того, что он сотворен по образу Бога, как сказано: “По образу Б-га Он сотворил человека”[20]. Любимы сыновья Израиля, названные сыновьями Господа; особая любовь была явлена им тем, что им сообщено: вы названы сыновьями Господа, как сказано: “Сыновья вы Господу, Б-гу вашему…”[21]»[22]


[1] Мелахим II 2:12.

[2] Сангедрин 68а.

[3] Ктубот 62б.

[4] Авот де-раби Натан 6:1.

[5] Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Применение качеств».

[6] Мишлей 9:8.

[7] Эрувин 16б.

[8] Йевамот 16а.

[9] Менахот 29б.

[10] Теилим 101:7.

[11] Хагига 14б.

[12] Эрувин 46б.

[13] Мидраш Рабба, Бемидбар, гл. 19.

[14] Менахот 29б.

[15] Согласно правилам понимания Торы, предлог «эт» имеет расширительное значение, распространяя значение стиха Торы на другие объекты, кроме непосредственно в нем упомянутых.

[16] Дварим 6:13.

[17] Таанит 25б.

[18] Ктубот 63а.

[19] Йевамот 62б.

[20] Брахот 28б.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу