Темы: Рав Реувен Куклин, Материя, Уважение, Раби Акива, Смерть, Болезни
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте.
В Гемаре говорится, что ученики рабби Акивы умерли от аскера. Почему им полагалась именно такая смерть?
С уважением, Игорь
Уважаемый Игорь.
В трактате Йевамот (62 б) говорится, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и все они умерли в один период времени — от праздника Песах до праздника Шавуот — из-за того, что не почитали друг друга. Добавляет Талмуд, что все они умерли наистрашнейшей смертью — «аскера».
Вы удивляетесь, почему мудрецы сочли необходимым сообщить нам, какой смертью они умерли. Ваш вопрос очень уместен, поскольку мудрецы в каждом своём слове сообщают нам какие-то существенные, глубокие вещи. В их словах мы не найдём ни одной детали, которая не содержала бы каких-то глубоких истин. Поэтому каждая деталь, упомянутая мудрецами, чрезвычайно важна, и мы обязаны обращать внимание на любые тонкости в их словах.
Если это так, нам необходимо понять ещё одну деталь, упомянутую в этой Гемаре. С какой целью добавляют мудрецы, что ученики рабби Акивы умерли в период от Песаха до Шавуота?
Говорят мудрецы в Талмуде (Брахот 8а), что есть в мире 903 вида смерти, самая лёгкая из них смерть «нэшика» (поцелуй), а самая тяжелая — смерть «аскера». Продолжает Гемара: «Смерть нэшика настолько легка — как вынуть волосок, упавший в молоко, а смерть аскера настолько тяжела — словно вытащить клубок шерстяных ниток из колючек». Своими словами мудрецы нам показывают, в чём существенная разница между этими двумя видами смерти. При смерти «нэшика» душа выходит с лёгкостью, поскольку нет ничего существенного, что связывало бы её с окружающей материей (подобно волоску, у которого нет существенной связи с молоком, внутри которого он находится). При смерти «аскера» же, наоборот, душа сильно связана с материей, и поэтому ей стоит огромного труда с ней расстаться (подобно извлечению шерстяного клубка из колючек).
Сообщая, какой смертью умерли ученики рабби Акивы, мудрецы учат нас, что их проблема была гораздо глобальнее, чем неуважение друг к другу, — они были крепко связаны с материальным миром. (Важно подчеркнуть, что, когда речь идёт о таких больших людях, как ученики рабби Акивы, «учитываются» мельчайшие «дозы» этого греха). С материальной точки зрения у человека нет преимущества над животными, наоборот, многие животные гораздо сильней и быстрей человека. Единственная причина уважать человека — его разум, его духовность. Чем больше человек связан с духовным, тем больше он способен уважать других. И это является причиной неуважения учеников рабби Акивы друг к другу — они были крепко связаны с материальным миром, не уважали друг друга.
Цель человека — поставить духовность над материей, разум над животными инстинктами и желаниями. И это то, чему обучает нас Тора. Если человек не уважает своего ближнего, это показывает нам, что он не связан истинно с Торой. И это, возможно, то, что хотели сообщить нам мудрецы, говоря, что ученики рабби Акивы умерли именно в дни подготовки к получению Торы.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте:
Полный тематический обзор Раби Акива
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Мирьям Климовская
При этом он глубоко порядочен, благороден и талантлив
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его