Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Упование, Искупление грехов, Богобоязненность, Магид из Дубно, Шмини, Еврейская притча
«И сказал Моше Аарону: Вот о чем говорил Б-г: “Через приближенных ко мне Я освящусь, и перед всем народом вознесусь”»[1].
Написано в Мидраше[2]: Моше сказал Аарону: «Брат мой! Б-г сказал мне на горе Синай: “Я освящу Мишкан, и сделаю это через праведника”. Я думал, что этим человеком будем я или ты. Но теперь оказалось, что это твои сыновья, Надав и Авиу, которые праведнее нас!»
Следует вникнуть в это в свете сказанного мудрецами[3] при разъяснении стиха: «то, чего Я не велел, и не говорил, и что Мне не думалось»[4]: здесь имеется в виду Ицхак, сын Авраама. «Всевышнему дороги праведники Его» и еще Он не желает, чтобы человека приносили в жертву. В таком случае, какая была у Него необходимость в качестве показательного примера умерщвлять Надава и Авиу? И почему надо было заранее оповестить об этом Моше? Можно понять это при помощи притчи.
Притча.
Один вельможа построил город и поселил в нем купцов и мелких торговцев. Он хотел украсить его и провел каналы, а также велел построить мосты и спустить на воду лодки. Он посадил разные фруктовые деревья, виноградники и оливковые плантации, а также ароматные травы, и позаботился, чтобы жителям города ни в чем не было недостатка. Когда закончились все работы по построению города, вельможа обратился к одному мудрецу: «Ты мудрый человек. Посмотри на все, что я сделал в городе и скажи, есть ли что-то, чего я не сделал. Ведь я хочу, чтобы в городе было все, что нужно жителям, и готов сделать для этого все, что могу». Мудрец ответил: «В твоем городе нет врача. Разве можно жить там, где нет врача?» Вельможа обрадовался и разослал письма в академии врачей с просьбой прислать ему самого лучшего врача, и он готов платить ему столько, сколько он попросит. Ему назвали годовую сумму, которую ему следует платить, и послали издалека мудрого врача, с которым не мог сравниться никто другой. Он мог вылечить любой недуг, от раны до душевного расстройства. Этот врач должен был прибыть в город первого числа. Вельможа и его домочадцы очень обрадовались, и к назначенному сроку они, и вельможи, и дворяне из соседних городов, а также многие жители собрались, чтобы приветствовать этого мудрого врача. Вот послышался цокот копыт охраны, и наконец, прибыл сам врач. Его приняли с почетом и радостью. Затем, стали искать какого-нибудь больного. Один человек сказал: «У меня болит голова». Его привели к врачу, и все люди завидовали: «Как повезло этому человеку! Врач примет его первым и наверняка приложит все усилия, чтобы его излечить, и тем самым установить себе репутацию!» Врач велел отвести этого человека к нему в дом, чтобы он мог наблюдать его и заниматься его лечением, и давать ему дорогие лекарства. Через несколько дней тот человек умер. В городе поднялся переполох, люди стали насмехаться над врачом, и его репутация была испорчена. Вельможа позвал его к себе: «Объясни, как случилось, что тот человек умер! Ведь он не был серьезно болен. А если ты распознал в нем неизлечимую болезнь, то не было смысла тратить на него столько времени и средств! Как ты позволил себе такое? Ты сделал себя посмешищем, да и меня тоже!» Мудрый врач ответил: «Знайте, что я специально так сделал. Весь город был взволнован, что к ним приехал великий врач, который может излечить любую болезнь, даже если человек уже при смерти. Существовала опасность, что теперь люди станут небрежно относиться к своему здоровью, не следить за питанием, напиваться допьяна и делать другие опасные для жизни вещи, надеясь на меня. Это привело бы к тому, что больше людей умирало бы, чем выздоравливало, ведь на самом деле не все можно излечить. Поэтому, когда я прибыл сюда, у меня возникла идея напугать народ, чтобы не слишком полагались на врачей и лекарства. Теперь они увидели, что несмотря на то, что я замечательный врач и знаю много целебных средств, и прилежно ухаживал за больным, он все же умер. Теперь они будут следить за своим здоровьем, и избегать опасностей». (Конечно, имеется в виду, что врач распознал, что тот человек был смертельно болен, но для назидания взялся его лечить, и делал вид, что предпринимает много усилий и тратит много средств для его излечения — прим.)
Смысл этой притчи в том, что когда Всевышний даровал евреям Тору и сделал их своим народом, Он решил, что для их блага им требуется возможность излечения от нечаянных грехов. Он повелел построить Мишкан и жертвенник, чтобы у людей была возможность приносить жертвы, и назначил служителей — коэнов, которые будут помогать в процессе исцеления. Когда построение Мишкана и всех его предметов было закончено, и были назначены служители, весь народ чрезвычайно радовался тому, что у них теперь появилась возможность духовно исцеляться. Существовала опасность, что люди станут беззаботными и не станут остерегаться грешить, считая, что даже если будет совершен проступок, можно принести жертву и все исправится, как те, кого укорял пророк Ирмеяу: «Не надейтесь на лживые слова говорящих: “Храм Б-га, Храм Б-га, Храм Б-га”». Чтобы народ не полагался на это, было сделано так, что в день освящения Мишкана в нем погибли Надав и Авиу, сыновья Аарона, которые были большими праведниками, любимыми людьми и Б-гом. А умерщвлены они были за небольшой проступок при служении в Мишкане. Не помогли им заслуги отца, и не защитил их Мишкан. Об этом и сказано: «Через приближенных ко мне Я освящусь», — и тогда, — «перед всем народом вознесусь».
[1] Ваикра 9:3
[2] Мидраш Ваикра Раба 12
[3] Таанит 4а
[4] Ирмеяу 19:5
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»