Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Шхина, Магид из Дубно, Шмини, Еврейская притча
«И сказал Моше Аарону: Вот о чем говорил Б-г: “Через приближенных ко мне Я освящусь, и перед всем народом вознесусь”».
Написано в Мидраше: Моше сказал Аарону: «Брат мой! Б-г сказал мне на горе Синай: “Я освящу Мишкан, и сделаю это через праведника”. Я думал, что этим человеком будем я или ты. Но теперь оказалось, что это твои сыновья, Надав и Авиу, которые праведнее нас!»
Притча.
В одном большом городе жили два брата. Один был богат, и у него был большой участок земли, который приносил ему хороший доход. У второго брата был маленький участок, который приносил очень скромный доход. Однажды дом второго брата сгорел, и от его пожитков почти ничего не осталось. Люди всплескивали руками: «На что теперь будет жить этот бедняга?!» Люди так жалели его, что каждый давал ему какую — то сумму, и ему удалось собрать солидный капитал. Его богатый брат посоветовал: «Построй себе усадьбу, как у меня, и будет у тебя достаток». Его брат возразил: «Не дай Б-г мне что — то менять!
Ведь теперь все жалеют меня, увидев мое разрушенное жилище, и я зарабатываю на этом больше, чем заработаю, имея усадьбу».
Это объясняет ответ Моше Аарону: «Но теперь оказалось, что твои сыновья праведнее нас!» Как велики они теперь, ведь благодаря им народ Израиля обуял страх. Это то, что сказано: «Грозен Б — г в святилищах Своих»[1]. Мидраш толкует, что «святилища», — это праведники, освящающие Б — га своей жизнью. И когда Всевышний делает суд над праведниками, Он возвышается и восхваляется над другими творениями. И это то, что Моше сказал Аарону, что сейчас, когда через смерть твоих детей усилился страх перед Б — гом у людей, я вижу, что их праведность больше твоей и моей.
Написано в Мидраше[2]: Рабби Ицхак цитировал: «Нашел я слова Твои и поглотил их (как еду, которую человек очень хочет съесть — прим.), и были слова Твои радостью мне и отрадой сердцу моему, ведь именем Твоим назван я, Ты, Б — г Воинств!»[3] (то есть, он назван пророком Б — га, в отличие от лжепророков, которых называют именем их идолов — прим.). Сказал рабби Шмуэль бар Нахман: «Это (что Мишкан будет освящен смертью именно праведника) было сказано Моше на горе Синай. Но он не знал, кто будет этот человек, пока это не совершилось: “Я думал, что этим человеком будем я или ты. Но теперь оказалось, что твои сыновья праведнее нас!” Поскольку Аарон услышал, что его сыновья умерли, будучи боящимися Б — га, он молча пережил их смерть, и получил награду». Мне кажется, что можно понять эти слова Мидраша, приведя другое высказывание мудрецов[4]: «Рабби Йудан цитировал: “По твоему ли слову взлетает орел… Оттуда высматривает пищу, глаза его смотрят вдаль. А птенцы его бьются в крови, и где мертвые тела, там он!”[5]. Сказал Всевышний Аарону: “Благодаря твоему молчанию, Я поселяю свою Шхину над ковчегом Завета”. “Оттуда высматривает пищу.” — оттуда берет пищу весь год. “Глаза его смотрят вдаль” — с начала года видит, что будет в его конце. После этой хвалы Аарону сказано: “А птенцы его бьются в крови” — видел своих птенцов бьющимися на земле, и молчал, но “и где мертвые тела, там он” — когда пали мертвыми в Мишкане Надав и Авиу, тогда снизошла в Мишкан Шхина». (То есть, обычно Шхина Творца наполняла Мишкан, и никто не мог туда войти. А когда приходило время, и Аарон заходил внутрь, облако поднималось, как взлетает орел, а когда он выходил, облако возвращалось — прим.)
Чтобы разъяснить это вернемся к предыдущей притче о вельможе, который построил город. В городе поначалу не было воды. Вельможа велел копать колодцы, но воду так и не нашли. Тогда он послал за известным специалистом по воде, чтобы помог отыскать источник воды для города. Ведь иначе все его труды по постройке города окажутся впустую. Специалист прибыл и обошел все закоулки города. Он обратился к вельможе: «Я могу вывести воду с этой стороны, и через несколько дней Вы ее увидите. Я дам вам знак, как понять, что это именно тот источник, который не иссякнет: эта вода появится с большим шумом и с такой силой, что сможет пробить даже стену». Вельможа ответил: «Меня не пугает проломанная стена, но я переживаю, действительно ли исполнятся твои слова. Действительно ли будет достаточно воды для всех жителей города?» Специалист сделал то, что сказал. Через какое — то время вода хлынула в город рекой, и напор ее был таким сильным, что она разрушила несколько домов. Один из хозяев домов явился к вельможе и стал причитать: «Горе мне! Мой прекрасный дом разрушила вода!» Вельможа же, услышав его слова, обрадовался. В это время стали приходить другие хозяева разрушенных домов с жалобами на то, что и их жилища оказались повреждены водой. Все они стояли и недоумевали, отчего вельможа так радуется их беде. Вельможа объяснил: «Вы, конечно, понимаете, что город не может существовать без источника воды. Я радуюсь, потому что мастер, которого я попросил провести в город воду, дал мне знак, как распознать будет ли воды много. Теперь я узнал, что этот знак наконец был, и могу быть уверенным, что в городе всегда будет вода!»
Смысл этой притчи в том, что Всевышний велел построить Мишкан и изготовить все его предметы, и пообещал, что Шхина Его будет там находиться. Он дал этому знак: «Через приближенных ко мне Я освящусь…» Когда работы по постройке Мишкана были завершены, был знак: Надав и Авиу умерли. Тогда Аарон сказал: «Возрадовалось сердце мое, ведь мы удостоились того, к чему стремились (пребыванию Шхины в Мишкане)». Об этом и написано в Мидраше: «После этой хвалы сказано: “А птенцы его бьются в крови” — видел своих птенцов взывающими на земле, но молчал. “и где мертвые тела, там он” —гда пали мертвыми в Мишкане Надав и Авиу». Тогда стало понятно, что снизошла в Мишкан Шхина. Об Аароне рабби Ицхак процитировал пророка Ирмеяу: «Нашел я слова Твои и поглотил их, и были слова Твои радостью мне и отрадой сердцу моему» — Аарон радовался, увидев, что исполнилось знамение, которое дал Всевышний.
[1] Теилим 68:36
[2] Мидраш Ваикра Раба 12:2
[3] Ирмеяу 15:16
[4] Мидраш Ваикра Раба 20:4
[5] Иов 39:27—30
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»