Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О том, что после завершения мясной трапезы еврею следует выжидать шесть часов перед тем, как есть молочные продукты, известно очень многим. А все ли знают, каков закон в обратной ситуации, т.е. когда собираются есть мясные продукты после молочной трапезы? Существует ли принципиальное отличие в законе или обычае, в зависимости от того, какой молочный продукт был употреблен в пищу?

Еврейский закон не просто запрещает есть вместе мясное и молочное — даже после того, как мясной продукт был съеден, с употреблением молочного необходимо подождать. Напомним лишь, что источник этого закона находится в трактате «Хулин» (105а) Вавилонского Талмуда, где сказано, что запрещено есть мясное и молочное в рамках единой трапезы. Составитель кодекса «Шулхан Арух» («Йорэ Дэа» 89.1) постановил, что после того, как ели мясо, необходимо выжидать не менее шести часов, прежде чем употреблять в пищу молочную еду.

Каковы основные причины, которыми обуславливается необходимость ждать шесть часов между мясными и молочными продуктами?

Во-первых, поскольку мясо является «тяжелой» пищей и перерабатывается организмом довольно продолжительное время, после завершения мясной трапезы во рту ощущается вкус мяса. Если начать есть молочные продукты сразу после мясной трапезы, то вкусы мяса и молока смешаются, и получится, что человек как будто бы ест мясо с молоком. А через шесть часов вкус мяса, каким бы сильным он ни был, как правило, перестает ощущаться вообще. Таково мнение Раши («Хулин», там же).

Во-вторых, мясо иногда застревает между зубами, и в течение некоторого времени застрявшие волокна сохраняют статус мяса, как сказано в Торе: «И мясо все еще у них между зубов» (Бамидбар 11:33). В итоге, если начать есть молочные продукты сразу после того, как было съедено мясо, то появляется риск буквально съесть мясо вместе с молоком, что запрещено. А после того как прошло шесть часов, даже если что-то и осталось между зубов или в отверстии кариозного зуба, эти остатки уже не считаются мясом. Тем не менее, если после того, как прошло шесть часов с момента завершения мясной трапезы, в полости рта обнаружили остатки мяса, их необходимо убрать, а так же «сполоснуть и почистить рот». Что означает «сполоснуть и почистить рот»? Необходимо либо выпить какой-нибудь напиток, статус которого «парвэ» (т.е. не мясной и не молочный), либо прополоскать рот жидкостью, которая не является ни мясной, ни молочной. Необходимо также съесть или, хотя бы, пожевать какой-нибудь не мясной и не молочный продукт, за исключением мелкой муки, фиников и зелени, которые не способствуют очистке рта, а приклеиваются к небу. Таково мнение Рамбама («Илхот маахалот асурот» 9.28).

Заметим, что хотя запрет Торы смешивать мясо с молоком не распространяется на мясо птицы и диких животных, тем не менее, поскольку мудрецы расширили запрет смешения мяса с молоком, включив в него диких животных и птицу, то все сказанное выше и в продолжение темы по умолчанию относится не только к мясу домашних животных, но и к этим категориям.

Если мясо не жевали и не глотали, а просто попробовали, чтобы оценить его вкус, и определить, достаточно ли в нем соли и специй, то нет необходимости ждать шесть часов чтобы есть молокопродукты. Достаточно после этого вымыть руки, а так же «сполоснуть и почистить рот». Если человек уверен в том, что у него на руках нет остатков мясных продуктов, руки мыть не обязательно.

Даже через шесть часов после того, как ели мясо, необходимо выполнить два условия, чтобы было разрешено есть молочное. Первое условие — произнести благодарственную молитву после мясной трапезы. Второе — убрать все блюда, которые находились на столе во время мясной трапезы и заново накрыть стол для молочной трапезы.

Отметим, что если был съеден абсолютно прозрачный мясной бульон или даже парвенный продукт, который готовился с мясом, также необходимо сделать перерыв продолжительностью шесть часов прежде, чем есть молокопродукты, хотя мясо как таковое не ели. Ждать шесть часов после завершения мясной трапезы или после того, как съели немясной продукт, который готовился с мясом, необходимо, даже если планируется есть немолочный продукт, который был приготовлен вместе с молочным.

После того, как ели немясной продукт, который был сварен в чистой «мясной» кастрюле, а так же после приема лекарств, в состав которых входят добавки мясного происхождения, разрешено есть молочное сразу. Немолочный продукт, который готовили в чистой «молочной» кастрюле, разрешено употреблять в пищу сразу после мяса.

Важно знать, что в отношении больных, рожениц, беременных и кормящих женщин, а также в отношении детей в вопросе ожидания между мясным и молочным существуют различные послабления, но в каждом конкретном случае необходимо выяснить у раввина, как следует поступить.

Перейдем теперь к вопросу о том, как поступать в случае, когда собираются употребить в пищу мясной продукт после того, как ели молочный. Молочные продукты, в отличие от мясных, как правило, не застревают между зубов, и даже если такое случится, вкус молока все равно очень быстро вымывается слюной. Известно также и то, что молочные продукты довольно легко перевариваются, и их вкус не остается во рту надолго. Другими словами, отсутствуют обе причины, вследствие которых требуется делать значительный по времени перерыв, который мы делаем после мясного перед молочным. Этим объясняется установленный в «Шулхан Арухе» закон (там же, п.2), согласно которому мясные продукты разрешено есть сразу же после молочных, вымыв перед этим руки, а также «сполоснув и почистив рот». Выше мы объяснили, что значит «сполоснуть и почистить рот», а также упомянули, что если человек уверен в том, что у него на руках нет остатков «противоположного» продукта, то руки ему мыть не обязательно.

Многие Ь-гобоязненные евреи устрожают в этом вопросе и не едят мясные продукты ранее, чем через полчаса после того, как закончили есть молочные («Алихот Шломо», «Шавуот» гл. 12, «Орхот Ал.» 49; «Ми-бейт Леви», «Иньяней Йорэ Дэа», «Алахот басар бэ-халав», п.15-16 от имени рава Ш. Вознера). В этом случае нет надобности «споласкивать и чистить рот».

Законоучителя спорят о том, есть ли обязанность произнести благодарственную молитву после молочных блюд перед тем, как есть мясные. Автор книги «Мишна Брура» (494.16) считает, что перед тем, как есть мясное после молочного, нет надобности специально произносить благодарственную молитву — человеку достаточно произнести общее благословение после того, как он закончит есть мясо. В то же время в книге «Каф а-Хаим» («Орах Хаим» 173.2) приводится мнение законоучителей, считающих, что между молочным и мясным необходимо произнести благодарственную молитву за съеденные молочные блюда — точно так же, как это делают между мясным и молочным.

Есть авторы, которые считают, что обычай ждать полчаса и читать благословение после молочных блюд прежде, чем съесть мясную пищу, основан на отрывке из книги «Зоар» («Мишпатим» 125а), который приводится в комментарии «Бейт Йосеф» к кодексу законов «Арбаа Турим» («Орах Хаим» гл. 173). Там сказано, что тот, кто ест мясное и молочное в течение одного и того же часа и в рамках одной трапезы, тем самым как бы пробуждает качество суда в мире. Если выждать полчаса, то в итоге, согласно мнениям многих авторитетов, не будет считаться что молочное и мясное ели в тот же час, хотя некоторые все равно выжидают именно час. А после того, как произнесли благодарственную молитву после молочной еды, считается, что трапеза окончена и мясное будут употреблять в пищу уже в рамках другой, отдельной трапезы.

Ашкеназский законоучитель Рама в примечаниях к «Шулхан Аруху» (там же) приводит обычай, согласно которому существует исключение из вышеизложенного правила. Он пишет, что некоторые, съев особый молочный продукт, который называется «гвинá кашá», не едят сразу после этого мясные продукты. Автор книги «Мишна Брура» («Шаар а-Циюн» 494.15) поясняет что тот, кто ел продукт, который называется «гвинá кашá», перед тем как есть мясо, должен произнести благодарственную молитву после трапезы и ждать шесть часов. «И, хотя не следует порицать тех, кто не придерживается обычая выжидать после “гвинá кашá”, — пишет Рама, — все же, было бы правильно придерживаться более строгого мнения».

Продукт, о котором идет речь — это определенный вид сыра («гвинá»). Автор книги «Хохмат Адам» (40.13) пишет, что речь идет либо о червивом сыре (то есть о сыре, в котором от продолжительного процесса выдерживания успели завестись черви) либо о сыре, в котором нет червей, но который выдерживали в течение, как минимум, шести месяцев. Слово «кашá» на Святом языке означает «твердый», «трудный». В контексте сыра это слово некоторые переводят как «твердый», а некоторые, в частности автор книги «Торат а-Ашам» (он же автор комментария «Тосафот Йом-Тов» к своду Мишны), переводят как «трудный», то есть сыр, который очень трудно есть из-за его резкого вкуса и запаха.

Источник обычая, который привел Рама — слова одного из величайших мудрецов эпохи ришоним Мордехая («Хулин» п. 687) от имени Маарама из Ротенбурга (Респонсы, п. 615), который обнаружил у себя между зубов крошки сыра и сразу же принял для себя в качестве устрожения не есть мясное сразу после сыра.

Представители сефардских общин обычно поступают согласно основной части «Шулхан Аруха», а не примечаниям Рама. Поскольку в основной части «Шулхан Аруха» не упоминается об особом статусе твердого сыра (или сыра обладающим резким вкусом), то сефард, вне зависимости от того, какой сыр он ел, не должен выжидать прежде чем есть мясные продукты. Ему достаточно вымыть руки, а также «сполоснуть и вычистить рот» от остатков пищи. В книге «Бен Иш Хай» (Год 2, «Шлах» п. 15) от имени великого сефардского мудреца, рава Элияу Мани, который возглавлял немногим более ста лет назад раввинский суд города Хеврон, приведено свидетельство о том, что члены сефардских общин Иерусалима не ждут между «гвинá кашá» и мясными продуктами больше времени, чем обычно выжидают после того, как ели любой другой молокопродукт.

В книге «А-Кашрут» (10.49) от имени рава Бен-Циона Аба Шауля написано, что обычай сефардов ждать после такого сыра час. А автор книги «Шаарей Торат а-Байт» (4.2) привел целых четыре обычая, которых придерживаются в различных сефардских общинах: либо не ждут вообще (как написано в «Шулхан Арухе»), либо ждут час (согласно упомянутому выше высказыванию в книге «Зоар»), либо выжидают три часа («Биркей Йосеф» гл. 89, «Шиурей Браха», п. 13), либо, как и ашкеназы, ждут шесть часов. Тот сефард, в семье или общине которого существует определенный обычай, должен придерживаться именно этого обычая. Тот, у кого в общине или семье нет определенного обычая на этот счет, может полагаться на слова «Шулхан Аруха» и не ждать после такого сыра вообще, а если он хочет поступать согласно более строгой точке зрения, достаточно того, чтобы выждать один час.

В отношении представителей ашкеназских общин, закон о том, сколько времени следует выжидать после того, как ели «гвинá кашá» ясен: шесть часов. Однако вопрос о том, какие из кашерных видов сыров современного рынка отвечают определению «гвинá кашá», весьма не прост и мнения законоучителей по этому вопросу расходятся.

Согласно некоторым авторитетам[1], среди распространенных в Израиле и Америке кошерных видов сыров нет таких, которые могли бы считаться «гвинá кашá». Другие великие раввины современности[2] считают, что современные технологии приготовления сыра, возможно, соответствуют тем, согласно которым изготовляли тот самый сыр, который имел в виду Рама, и поэтому после любого вида сыра, имеющего сколько-нибудь твердую консистенцию, необходимо выжидать шесть часов прежде чем есть мясо. Причем интересно подчеркнуть, что это верно и в отношении сыра, прошедшего тепловую обработку, после которой он расплавился и размягчился («Алихот Шломо», «Моадим» ч. 2 гл. 12, «Двар Ал.» пр. 15 от имени рава Ш.З. Ойербаха; «Ковец Тшувот» ч. 1 58.2 от имени рава Й. Ш. Эльяшива). Понятно, что как и в любом другом вопросе, относительно которого существует спор авторитетных законоучителей, каждый должен выяснить у своего раввина, как ему следует поступать.

[1] «Маасэ Иш» ч. 5 стр. 22 от имени Хазон Иша; «Кицур Шулхан Арух басар бе-халав», ч. 1 стр. 138 от имени рава А. Котлера и автора респонсов «Беер Мошэ»; респонсы «Эвен Исраэль» 9 п. 68; «Шев ве-Рапэ» ч. 2, п. 26 от имени рава М. Альберштама; рав М. Файнштейн; рав Х.П. Шейнберг; рав Й.М. Штерн в книге «Имрей Яков», стр. 95; рав А. Вайс в книге «Минхат Ашер», «Ки Тиса», 61б и другие.

[2] «Алихот Шломо», там же, 12.13 и «Маор а-Шабат» ч. 3, 38-ое письмо рава Ш.З. Ойербаха п. 1; «Хаг бе-Хаг», «Сфират а-Омер ве-Шавуот» гл. 8 пр. 111 и «Ашрей а-Иш», ч. 3 гл. 37, стр. 442 от имени рава Й.Ш. Эльяшива; респонсы «Шэвет а-Леви», ч. 2, п. 35; «Тшувот вэ-Анагот», ч. 2, п. 338 от имени рава И.И. Вайса; рав Й. Либерман; рав А. Кофшиц; рав А. Ойербах; р. Ш. Дабилецкий и другие.

Из журнала Мир Торы


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»