Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Написано у Рамбама, что у Кнаанейских народов был обычай, что при посадке плодового дерева они варили козлёнка в молоке и закапывали его рядом с саженцами.

Традиционный вопрос каждого еврейского праздника: «Что в этот день едят?» В Шавуот едят молочные продукты. Написано в наших книгах, что каждому дню года соответствует один из 365 запретов Торы, и дню Шавуот соответствует запрет смешения мяса и молока. Для этого и едят молочное, разделяя между ним и мясным, — чтобы показать, что мы соблюдаем эту заповедь. Но почему именно в Шавуот?

Несколько названий в Торе у праздника Шавуот. Одно из них — Хаг а — Бикурим — Праздник Приношения Первых Плодов. С этого дня их начинали приносить в Храм.

Три раза написано в Торе: «Не вари козлёнка в молоке его матери…» (первый раз — буквально — запрещает варить мясо с молоком, второй раз намекает на то, что запрещается употреблять в пищу мясо с молоком, сваренные вместе, ещё одно повторение показывает, что мясо, сваренное с молоком настолько запрещено, что нельзя им пользоваться абсолютно ни для чего). Однако немногие обращают внимание на то, что дважды эта фраза является только половиной предложения. Полная мысль звучит так: «Первенцы плодов земли твоей принеси в дом (Храм) Б-гу, а не вари козлёнка в молоке матери…» Это и есть связь между праздником Шавуот и разделением между мясом и молоком. Попробуем объяснить глубже.

Мишна в трактате Бикурим (3 гл.) описывает, с каким уважением относились к заповеди приношения первых плодов. Все жители Иерусалима отрывались от своей работы, чтобы приветствовать приносящих, навстречу им выходили важные коhаним и левиим. Принести в Храм нужно было только несколько плодов — тех, которые созрели раньше всех остальных. Это не являлось обременительной обязанностью, но имело глубокий символический смысл. Посвящая первое Всевышнему, человек признаёт, что всё, чего он достиг и приобрёл — от Б-га и Ему он обязан своим успехом.

Люди раньше сильнее чувствовали силу символических действий.

И сегодня, бесспорно, такие действия влияют на человека — его мировоззрение, мысли, поступки. Но раньше таким образом пытались повлиять на окружающий мир. Удачно или нет — теперь, в нашем технократическом обществе, судить трудно. Конечно же, человек, живущий по Торе, верит (а часто и видит воочию) что каждая мицва (заповедь) выполненная им, исправляет не только его самого, но и весь мир, а нарушение запрета — приносит объективный вред. Но это можно объяснить не только силой заключённой в самих этих действиях, но и тем, что, выполняя волю Всевышнего, человек приводит в этот мир Б-жественный Свет и это исправляет мир, приближая его к Б-гу.

Написано у Рамбама, что у Кнаанейских народов был обычай, что при посадке плодового дерева они варили козлёнка в молоке и закапывали его рядом с саженцами. Кажется, что они пытались решить таким образом очевидную проблему:

Чтобы посаженное дерево успешно принялось и принесло плоды, ему необходимо теперь достаточно солнца, воды, хорошей погоды. Потенциал роста заложен в нём самом, но его развитие очень зависит от внешних факторов. Хорошо было бы создать закрытую, самодостаточную сиcтему, в которой потенциал уже соединён с необходимым ресурсом. «Козлёнок» — является символом потенциала роста, «молоко матери» — необходимый ему ресурс, варка — для их соединения. Всё вроде бы, сходится. Символическое действие, призванное привести к успеху. Но почему же Б-г сказал евреям отдалиться от этого пути?

Наверное, стараясь стать сильным, «преодолеть природу» и т.п., человек часто (а может и всегда?) старается (сознательно или подсознательно) уйти от Б-га. Некоторые называют это восстанием. Они представляют себе человека закованным в цепи зависимости от Б-га, любое ослушение или неподчинение грозит «Б-жей карой» — несчастьями, болезнями, смертью. Не так всё это. Главное желание Всевышнего — дать человеку добро. Нужно только открыть канал, по которому это добро попадёт к нам.

Запрет совать пальцы в розетку не является ограничением свободы личности — он необходим для правильного пользования электричеством. Многие условия, записанные в Торе в виде заповедей и запретов, менее очевидны, но, тем не менее, истинны. Может быть, человек (или общество) сможет построить себе закрытый от внешнего воздействия мир, стать достаточно сильным, чтобы жить, как ему хочется, чтобы повернуться к Б-гу спиной. Но! при этом он лишает себя возможности получить Б-жественное благо.

Поэтому, сказано в Торе не варить козлёнка в молоке матери, а приносить первенцы плодов земли в Храм. Благодаря Всевышнего за благо, полученное от него, человек приближается к Б-гу, расширяет канал, соединяющий с Ним. И, поэтому, в результате получает ещё благо — это правильный путь к истинному успеху.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.