Прежде всего: зачем нам вся эта метафизика чисел? Конечно, ничто на свете не случайно, но когда что-то повторяется, даже невнимательный человек понимает, что этим повторением Вс-вышний что-то хочет сказать, дать какой-то знак.
В случае с праздниками знаки и символы нам нужны для того, чтобы глубже прочувствовать смысл этих дней и из простых физических действий, будь то зажигание свечей или поедание пончиков, извлечь такие духовные глубины, до которых без этих символов нам добраться было бы почти невозможно.
Самая главная цифра Хануки — это, как известно, восьмерка: цифра, символизирующая выход за пределы привычного семеричного цикла. Мы сейчас пишем ее так: 8 или так: ∞. Горизонтальную восьмерку в качестве символа бесконечности предложил один английский математик в XVII веке — и никак не объяснил выбор этого символа. Видимо, будучи сыном священника, он был знаком с еврейским мировоззрением, раз выбрал такой подходящий знак для того, чтобы указать на нечто, не имеющее конца, не знающее границ, не помещающееся в рамки.
8 дней горело чистое масло в Храме, хотя его объема — по физическим законам — должно было хватить лишь на один день.
8 дней мы празднуем Хануку, зажигая свечи в своих светильниках.
8 на иврите — «шмоне», а масло на иврите — «шемен». Цифра 8 содержится даже в том масле, которое участвовало в чуде!
8-я буква ивритского алфавита — это буква «хет», первая буква имени тех, кто возглавил восстание против греков: Хасмонеи. Более того, в этом имени восьмерка удваивается: после первой буквы «хет» следует продолжение «шмонаи», где вновь появляется корень «ш-м-н», как в цифре «шмоне».
8-й день жизни еврейского мальчика знаменуется его вступлением в союз со Вс-вышним. Обрезание было для греков одним из самых страшных «демонов», с которыми они боролись и которые они запрещали.
8 дней длилось освящение Скинии Завета в пустыне, и после того, как всё было готово, Вс-вышний сказал Аарону, что самое священное из всех служений — это возжигание лампад Меноры (Раши, Бемидбар 8:2).
8 музыкальных нот в октаве будет у нас в Конце Дней, вместо существующих семи — так говорит нам Талмуд (Архин 13б).
В еврейском мировоззрении цифры 6, 7 и 8 представляют собой прогрессию. Шестерка символизирует физическую вселенную с ее четырьмя направлениями по горизонтали (север, юг, восток, запад) вместе с двумя направлениями по вертикали: верх и низ.
Семерка символизирует не-физический элемент Вселенной. Шабат — это седьмой день недели, когда мы не вносим никаких изменений в существующий физический мир. Слова Торы о том, что «завершил Б-г на седьмой день Свой труд, который делал, и почил Он в седьмой день от всего Своего труда», говорят нам о том, что мир является не только физической сущностью, но и духовной. Ценя шабат больше, чем другие дни, мы этим провозглашаем ценность для нас духовной составляющей мира.
Но даже над духовным миром есть что-то еще. Над цифрой семь есть цифра восемь, которая выше всего. Восемь — это выход за рамки физической вселенной. Делая младенцам обрезание на восьмой день, евреи провозглашают таким образом, что еврейский народ — это не просто существа физического мира, преданные своим удовольствиям. Мы посвящаем себя чему-то более высокому. С этим греки, считающие свою цивилизацию самой развитой, великой и славной, не могли смириться.
Битва между селевкидской Грецией и евреями вращалась вокруг цифры 8. Эллинистическая культура значительно опередила свое время во всем, что касалось эстетики: искусство, архитектура, спорт, поэзия, философия, риторика — в этом ей не было равных. Но восхищение греков распространялось не дальше «шестерки», физического мира: красивых тел, спортивных достижений, массивных колизеев, научных изысканий, развития человеческого интеллекта. Даже их боги были некими суперменами, обладающими всеми грешками обычных людей.
Наш прекрасный Храм греческому взгляду на мир вполне соответствовал — и его они никогда не стремились уничтожить. К нашей культуре у греков тоже не было никаких «претензий». Но обрезание на восьмой день? Но храмовое Служение Трансцендентному, Бесконечному, Превечному? Нет, религия смеет служить только укреплению физического благополучия человека, а не какой-либо высшей цели. Ибо, по мнению греков, никакой высшей цели быть не может.
Сражение греков с Маккавеями, таким образом, было сражением «шестерки» с «восьмеркой», сражением философии мертвой и поверхностной, хоть и проповедавшей внешнюю красоту, против учения, которое требует выйти за пределы физического мира и соединиться с бесконечным — ∞.
Евреи, малочисленные и плохо вооруженные повстанцы, вышли за рамки своих естественных физических ограничений и победили самую мощную армию древнего мира. И Бог вознаградил их подобающим образом — чистым оливковым маслом, которое, выйдя за рамки своих физических свойств, горело в восемь раз дольше, чем должно было.
Еще одно важное для Хануки число — 25.
25-го числа месяца Кислев начинается Ханука. Это день, когда Маккавеи очистили Храм.
Слово «ханука» на иврите можно прочитать как «хану ко», где буквы каф и hей образуют число 25, и получается, что Ханука — это 25 день, когда они (то есть войско) отдыхали (хану).
25 Кислева было завершено конструирование частей Скинии Завета, как рассказывает Бамидбар Рабба (13:2). С этого дня Ковчег, Менора, балки и шторы были готовы к тому, чтобы быть собранными и стать переносным Храмом.
25 кислева праздновалось освящение Второго Храма, совершенное накануне, 24-го числа, — читаем про это у пророка Хагая (2:18).
25-го числа месяца Элуль началось Сотворение мира — мы это поймем, отсчитав назад 6 дней от праздника Рош аШана — то есть от того дня, когда был сотворен Первый Человек.
25-е по счету слово Торы — это «ор», свет, и здесь тоже мы видим намек на чудо Хануки.
Когда сыны Израиля странствовали по пустыне, их 25-я стоянка была названа «Хашмона» (Бемидбар 33:29) — поразительно похоже на «Хашмонай», армия которого также «остановилась» 25-го кислева, после своей чудесной победы над греческой армией.
25 букв содержится в первом предложении самой главной еврейской молитвы — «Шма Исраэль», в котором мы заявляем о своей верности Богу.
Число 25, таким образом, символизирует верность своему высшему предназначению. 26 — это числовое значение четырехбуквенного Имени Вс-вышнего, Тетраграмматона. А 25 — числовое значение первоначальной преданности, которая приводит нас к посвященности Б-гу.
Но есть в Хануке что-то еще более глубокое.
36 свечей, не считая шамаша, мы зажигаем, в общей сложности, за восемь дней Хануки.
36 раз слово ор («свет») написано в Пятикнижии.
36 часов светил Изначальный Свет Творения, который мы называем ор гануз, — свет, который Б-г скрыл для праведников в Грядущем мире. Свет этот был создан в первый день, а солнце и небесные тела Творец поместил на свои места лишь на четвертый день. Значит, в первые 3 дня по 12 часов (светлое время суток) во всем мире сиял собственный свет Вс-вышнего.
36 скрытых праведников, которые «получают Божественное Присутствие каждый день», есть в каждом поколении (Талмуд, Сукка 45б).
Из 36 трактатов состоит Вавилонский Талмуд.
Если 8 — это символ бесконечного и над-природного, 25 — символ посвященности, то число 36 поднимает нас еще выше, давая нам возможность соприкоснуться с самыми глубокими уровнями Торы, с мудростью Каббалы и Б-жественным Светом, без которых человеку не постичь бесконечного.
* * *
В ханукальной свече каждого еврея, будь она зажжена в хрустальном светильнике или приклеена воском прямо к подоконнику, всегда есть малый отблеск Изначального святого Света Творения — хотя он скрыт от нас так давно и так далеко. Никогда мы не оказываемся столь близки к возможности воспринимать свет Б-жественной мудрости, как в Хануку, праздник Света, «ибо свеча — заповедь, а Тора — свет».
Счастливой Хануки!
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.