Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ушла Ксения Аксакалова, жена известного р. Бориса Аксакалова, многодетная мать и бабушка. Барух даян а-эмет…

В Исру Хаг ушла Ксения бат-Хаим Аксакалова, вдова Бориса Давидовича Аксакалова.

Это были удивительные люди — смелые и праведные.

Рав Ицхак Зильбер познакомился с семьей Аксакаловых, когда ему пришлось бежать в Ташкент. Там надо было устроить детей в такую школу, где им не пришлось бы нарушать субботу. В своей книге «Чтобы ты остался евреем» Рав Ицхак рассказывает:

«Я думал, как мне устроить детей в школу, чтобы они в субботу не писали. Стал расспрашивать знакомых, и один из них, реб Израиль Френкель, сказал:

— Есть еврей, директор трех школ рабочей молодежи: пожарников, танкистов и милиции. Сам он, конечно, закона не соблюдает, но эти школы не работают в субботу.

Пришли мы к этому директору. Сегодня имя его уже можно назвать: Борис Давидович Аксакалов, благословенна память праведника. Я ему рассказал, что жил в Казани, что меня уволили с работы из-за веры в Б-га, и, так как в его школе в субботу не учатся, я хочу устроить сюда своих детей. Он всё не понимает:

— А почему вы не хотите, чтобы они занимались в нормальной школе?

— Потому что там надо писать в субботу, а этого делать нельзя.

— Как это нельзя? Вы пишете не для своего удовольствия — это же постановление государства!

Я говорю:

— Всё равно. Я хочу воспитывать детей так, чтобы они в субботу не писали.

Наконец, он прямо спрашивает:

— Для чего? Ты хочешь выполнить волю Всевышнего, так, что ли?

Я говорю:

— Да.

— Тогда, — говорит, — я тебе помогу.

Я имел глупость спросить:

— А с какого класса у вас учатся?

— С седьмого.

— Мой сын окончил только четыре.

Он говорит:

— Я вас не понимаю. Вы же делаете для Всевышнего, так? А Всевышнему какая разница — седьмой, пятый или шестой? Я принимаю — давай!

Через пару месяцев после того, как Бенцион поступил в школу, сам директор школы Аксакалов вдруг пришел ко мне домой. Я испугался. Что-то случилось? А Борис Давидович рассказывает:

— Я всегда курил в субботу и делал всё, чего делать нельзя (в субботу — прим. ред.). Но на днях со мной произошло чудо.

У меня большая семья, много детей, я не могу жить на зарплату. Так я грешу. Но грешу осторожно, с расчетом.

Один человек, который сдал не все экзамены на аттестат зрелости, попросил у меня справку об окончании школы. Я за деньги выдал ему справку, а в журнале проставил оценки и по тем предметам, которых он не сдавал. Подделал запись.

Было это давно. Тот человек стал инженером, работал, женился. И развелся. А жена в отместку “заявила” на него. Написала, что он мошенник, что у него и диплом, и аттестат зрелости фальшивые. В школу прислали комиссию проверить заявление. Комиссия потребовала школьный журнал. Открыли, стали каждый лист рассматривать с обеих сторон. Дошли до листа с подделкой. Меня чуть инфаркт не хватил: не заметить ее нельзя. Вдруг кто-то предлагает:

— Проверим теперь с другой стороны, с конца.

Проверяют с другой стороны, опять дошли до фальшивого листа — и снова остановились! И написали, что всё в порядке.

Только один лист из всех не посмотрели! Тогда я понял, что это Всевышний меня спас за то, что я принял твоего сына. А раз так, то напиши мне на бумаге, когда можно начинать курить в субботу вечером.

Я ему записал.

Потом (через некоторое время — прим. ред.) предлагает:

— Знаешь что, давай мне таких детей, как твой сын, которые не хотят в субботу писать. За каждого получишь с меня пол-литра.

А это было начало шестидесятых! Тогда за спекуляцию — расстреливали!

Поверите ли, сколько я привел детей? Тридцать пять человек!

И он не брал ни у кого ни копейки!

Я решил платить вот чем: в Песах приносил Борису Давидовичу мацу, в Рош а-Шана трубил для него в шофар, в Йом-Кипур показывал, какие молитвы надо читать, в Суккот приводил к себе в сукку, а в Пурим читал ему Мегилу.

У Аксакалова было восемь девочек. А потом пошли сыновья.

Аксакалов и вся его семья стали верующими».

Борис Давидович умер в 1974 году. Ксения в 40 лет осталось многодетной вдовой. Позже семья переехала в Израиль. Их дочь вспоминает: «Когда был отец, он всё решал. Когда его не стало, мать принимала решения по принципу: как папа поступил бы в такой ситуации. Она как бы “сохраняла” его в семье».

Так Ксения растила детей, посвящала им жизнь, отставив свои собственные чувства в сторону, — и они выросли личностями, евреями, соблюдающими заповеди. Внуки учатся в ешивах. Рав Ицхак всегда поддерживал семью Аксакаловых. Когда дети выросли, Ксения продолжала посвящать свою жизнь внукам, правнукам…

Пусть будет благословенна память о ней.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше