Темы: Свобода выбора, Еврейское мировоззрение, Еврейская молитва, Атеизм, Бааль Тшува, Рассказы, Батшева Эскин
Слово «молитва», которое существует в русском языке, является переводом лишь одного из значений слова тфила Святого Языка. Ведь тфила — это не только мольба. Объясняют наши мудрецы, что корень слова тфила содержит и обращение к Вс-вышнему с просьбой судить нас милостиво, и указывает на «выпрямление искривленного и распутывание узла», а также включает в себя упорство и настойчивость.
О силе молитвы, о том, как работает молитва, как строить отношения с Творцом посредством молитвы — написано много книг. Здесь мы попробуем сказать несколько слов тем, которые спрашивают: «Почему Б-г не слышит меня?» или «Молюсь-молюсь… Где же ответ на мои молитвы?»
Б-г хочет ответить на наши молитвы, хочет судить нас милостиво и хочет распутать все запутанные нами узлы. Он наш Небесный Отец, а мы — Его дети. Он любит нас безоговорочно. Так почему же создается ощущение, что Б-г игнорирует так много молитв? И если Он уже знает, чего мы хотим, то зачем вообще молиться?
Вот ситуация. Один человек живет в небольшом российском городке и недавно переехал в новый дом. А напротив его окон все то время, что не лежит снег, красуется огромная лужа — по всей видимости, ровесница и родственница знаменитой лужи, описанной Гоголем в «Миргороде». Вот уже четыре месяца он безуспешно строчит жалобы в мэрию, чтобы они починили тротуар на его улице. Наконец ему все это так надоедает, что он звонит в Кремль — Президенту. Президент берет трубку, тот быстро объясняет свою проблему. Президент слушает минуту, а затем в трубке раздаются короткие гудки.
На следующее утро человек смотрит в окно — ничего себе! — целая бригада стройбата ремонтирует асфальт перед его домом. Президент РФ направил войска ему на помощь! Вот что значит получить ответ на просьбу, да? А теперь вопрос: кем может быть тот единственный человек, который всегда может «достучаться» до президента? Конечно, его любимый сын, а кто же еще…
Таковы наши отношения с Б-гом: отношения между Отцом и Его детьми. Подобно тому, как родители выполняют просьбы ребенка, так и Б-г отвечает на наши молитвы. Бесконечный гений, создавший каждую молекулу на этой земле, может изменить ход существования, чтобы ответить на наши с вами молитвы.
Чтобы действительно говорить с Б-гом, мы должны знать, что Он готов и в состоянии сделать все это. В противном случае, мы говорим только с нашей конечной концепцией Б-га — а не с нашим Отцом на Небесах.
Даже тот, кто старается держаться подальше от синагоги, интуитивно ощущает существование Б-га. Как говорится, в окопе нет атеистов. Когда ты один на поле боя, и у тебя кончились патроны, а вооруженный враг стоит прямо перед тобой, конечно, ты закричишь: «Г-споди, вытащи меня отсюда! Я хочу жить!»
Что на самом деле в этом крике? «Б-же мой! Хотя я игнорировал Тебя все эти годы, отрицал Твое существование и не ценил все, что Ты сделал для меня, я сейчас в беде. И я знаю, что Ты единственный, кто может помочь».
Чтобы молиться должным образом, мы должны понимать, что Б-г не просто любит нас, но что Его любовь к нам бесконечна. Бог дал нам глаза, уши, интеллект, саму жизнь! Каждое утро еврей читает благословения благодарности Б-гу за все бесценные подарки, которые Он нам дает. Эти благословения напоминают нам о том, как глубоко Б-г любит нас.
Если мы ценим то, что Б-г может сделать для нас, то отказываться от связи с Ним — по крайней мере, нелогично.
Когда мы молимся, конечно, мы ничего нового Б-гу не сообщаем. Он не нуждается в нас, чтобы напомнить Ему о наших потребностях. Так почему же Б-г просто не дает все, что нужно, без нашего запроса? Да потому что молитва нужна нам самим. Она помогает нам выяснить, уточнить и подтвердить то, чего мы хотим от жизни. Молитва — это одна из дорог, которая ведет к созреванию и взрослению личности.
Когда отец-миллиардер выдает сыну неограниченное количество благ на блюдечке с голубой каемочкой, то ребенок неизбежно вырастет испорченным и безответственным. Точно так же, если бы Б-г давал нам все автоматически, мы никогда бы не могли определить для себя, чего мы хотим в жизни. Правда, мы получили бы легкую и сладкую жизнь — но были бы лишены возможности расти и развиваться.
Б-г может найти нам идеального супруга, решить наши финансовые проблемы, прекратить войны и вылечить все болезни. Так почему же у нас есть все эти проблемы?
Потому что независимо от того, насколько родители сильны и умны, они никогда не смогут жить жизнью своих детей — для них, вместо них. И подлинная любовь к своим детям состоит в том, чтобы позволить им расти, развиваться, становиться независимыми личностями.
Если бы мы были просто роботами, механически следующими каждой инструкции, мир, скорее всего, был бы аккуратным и организованным, но жизнь в нем не имела бы ни значения, ни смысла.
Творец с любовью наделил нас свободой выбора для принятия решений, каждое из которых может иметь вселенское значение. Мы можем отойти от Б-га — и Он позволит нам сделать это. Не потому, что Он хочет, чтобы это произошло, а потому, что Он хочет, чтобы мы обладали независимостью — даже если мы ее неправильно используем и сталкиваемся потом с неприятными последствиями.
Многие люди, которые посещают Иерусалим, приезжают сюда, чтобы получить некоторое представление о еврейской культуре и истории. Однажды студент 5-го курса филфака МГУ по имени Илья, которому родители время от времени советовали не только «по европам» кататься, а поехать навестить тетю в Натании и посмотреть, что из себя представляет его историческая родина, решил уже наконец посетить Израиль, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу.
У Ильи был список достопримечательностей, он составил себе маршрут и спокойно приступил к обзору страны. Башни Азриэли, Яффо, Бахайские сады, Кейсария… Арабский квартал, христианский квартал, армянский квартал… Но вот у Западной Стены, у Котеля, — всё внезапно изменилось. Илья шел туда на древние камни посмотреть — и камни он, конечно, увидел. И траву, пробивающуюся меж камней, и воркующих горлиц. Но тяжелое чувство, которое навалилось на Илью неожиданно, несмотря на яркое солнце и спокойных улыбчивых людей вокруг, — поразило его.
Стоя среди молящихся людей и глядя на древние камни, он тоже… начал молиться:
— Б-же, я не верю в Тебя. Насколько я знаю, тебя не существует. Но я что-то чувствую. Так что, если я совершаю ошибку, я хочу, чтобы Ты знал, Б-же, я ничего против Тебя не имею. Просто я не знаю, что Ты существуешь. Но… Б-г, на всякий случай, если Ты действительно есть, и я неправ, дай мне узнать Тебя…
В тот момент, когда Илья закончил свою «молитву атеиста» и повернулся, чтобы двинуться к следующему пункту своего маршрута, кто-то слегка похлопал его по плечу. Почему-то это совсем несильное прикосновение заставило его вздрогнуть.
— Что вам надо? — раздражаясь на свой внезапный испуг, спросил Илья по-английски, рассматривая стоящего перед ним невысокого человека с короткой бородкой. «Где-то я такого видел… На картине Шагала, что ли? Только у того борода была подлиннее, и шапка другая… А глаза те же».
— Простите, только один вопрос. Вы хотите узнать о Б-ге?
Этот вопрос чуть не сшиб Илью с ног. Только что он просил Б-га о знакомстве, и тут…
Илья не пошел в тот день на экскурсию по Гефсиманскому саду. И не уехал через три дня в Москву. И вообще, жизнь его с того момента потекла совершенно по другому руслу.
* * *
Эта история произошла на самом деле и имела благополучное продолжение, о котором стоило бы рассказать отдельно. Не каждое обращение к Вс-вышнему получает ответ столь прямой и скорый. Но каждое искреннее слово молитвы меняет нас самих и весь мир.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.