Темы: Провидение, Еврейская молитва, Желание, Связь с Творцом, Батшева Эскин
Когда мы искренни с Б-гом, наши молитвы не остаются без ответа — кем бы мы ни были: евреями или русскими, агностиками или религиозными, иудеями или мусульманами. «Близок Г-сподь ко всем призывающим Его, ко всем, которые призывают Его в истине» — говорит царь Давид. Но как же достичь этой искренности? Как научиться призывать Его в истине? Возможно, эти пять советов дадут многим из нас нужное направление.
Надо исходить из того, что Б-г хочет помочь. Все, о чем мы могли бы попросить Его, бесконечно мало по сравнению с тем, что Он уже дал нам. Если мы не ожидаем хорошего, Б-г не собирается вторгаться в наше пространство. Он хочет, чтобы мы сами связались с Ним.
Тем, что Б-г не отвечает на наши молитвы, Он говорит нам, что у нас есть проблема, что мы должны измениться. Как бы это ни было сложно принять, но этот «не-ответ» — тоже огромное благо. Потому что, правильно считав «не-ответ», мы имеем шанс перестать застревать в своих иллюзиях и начать жить!
Вот, предположим, вы в середине июля в час пик пытаетесь пробраться на своей машине через центр большого города. Красные огни светофоров, жара, страшные пробки, сигналят со всех сторон, ваше раздражение нарастает…
А что если бы ваш отец отвечал за все светофоры в городе и имел возможность отслеживать ваше местоположение в любой момент времени? Конечно, он бы вам организовал «зеленый свет» на протяжении всего пути!
Вс-вышний может организовать это для вас. Он создал Вселенную — так что для Него какие-то там пробки! Вот как это будет выглядеть. Вы едете. Зеленый свет, зеленый свет, зеленый свет… Вы говорите себе: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Я этого не заслуживаю…» — и тут … оп — и зажигается красный свет.
Если мы не ожидаем помощи и поддержки с Небес, то мы потеряли из виду Б-га как нашего Отца. Чтобы встряхнуть нас, переключить наше внимание — Б-г нарушает весь поток. Мы должны постоянно помнить, что Вс-могущий хочет для нас только блага.
Вы слышали, наверное, это историю. Дядя в течение полугода писал письма своему племяннику, который учился в университете. Рассказывал о семейных новостях, делился мыслями. Племянник за полгода не удосужился ему ответить. Но когда в своем очередном письме дядя приписал: «П.С.: прилагаю чек на 100 долларов», молодой человек, не найдя в конверте никакого чека, тут же сел отвечать:
«Мне очень нравится учиться в Университете… У меня неплохая комната в общежитии… Позавчера мы ходили с друзьями на концерт… Кстати, ты забыл приложить чек. С любовью — твой племянник».
Параллели понятны. Пока все хорошо, «нечего Б-га беспокоить», а если Он где-то нам что-то «недодал» — мы тут же выходим на связь. Но есть одна большая разница между дядей из этой притчи и Б-гом: Б-г не страдает, когда мы игнорируем Его. Страдаем мы. Б-г не нуждается в отношениях с нами. Это нам нужны отношения с Ним. Наше самое большое удовольствие — быть на связи с Богом. Вот почему Он устраивает нам небольшие неприятности, чтобы привлечь наше внимание и вернуть нас на тот путь, который создан Им для нашего блага.
Иногда наши проблемы оказываются серьезнее, чем незначительные неудобства: например, автокатастрофа или большие финансовые потери. Тут уж Б-г призывает нас на другом уровне и указывает нам на то, что существует что-то глубоко внутри нас, что нам нужно исправить.
Один парень в беседе с равом сказал:
— Вы знаете, мне не нужна ешива. Видите ли, мы с Б-гом и так очень близки. Б-г творит чудеса для меня.
— Очень интересно… И какие чудеса, например?
— Вот, пожалуйста. Однажды я ехал на мотоцикле по извилистой горной дороге. Вдруг из-за поворота появился грузовик и я увидел, что он едет по моей полосе прямо на меня. Мой единственный выбор состоял в том, чтобы либо врезаться в гору, либо упасть с обрыва. Видимо, я выбрал обрыв, не помню, только вижу — я лечу по воздуху, а подо мной — острые камни. Стоило мне закричать: «Б-же! Помоги мне!» — как я упал на землю. Это было настоящее чудо: мой байк приземлился между двумя камнями, которые сработали как амортизаторы и смягчили удар. Меня выбросило с мотоцикла в кусты, и я не получил ни единой царапины! Разве это не чудо?
Рав посмотрел на парня и спросил:
— Скажи мне, как ты думаешь, а Кто толкнул тебя с обрыва?..
Б-г — не волшебник, который ждет, пока мы полетим с обрыва, чтобы в последний момент протянуть руку и спасти нас. Он контролирует все в нашей жизни: и проблемы, и их решения.
Стоит ли ждать, пока Вс-вышнему придется «сталкивать нас с обрыва», а потом ловить, — или лучше прислушаться к Его более ранним и менее травматичным для нас сообщениям?
Приближались каникулы, учиться было всем лень, оценки за полугодие уже были выставлены, и несколько шестиклассников решили прогулять школу и устроить себе пикник в лесу. Все должны были скинуться по десять шекелей и на них купить чипсов и газировки.
У Йоси не было десяти шекелей, и где их взять — он не представлял себе. Йоси шел грустный, потупив голову, и вдруг его осенила гениальная идея: можно ведь найти 10 шекелей на тротуаре! Он начал искать — нету. Тогда он начал молиться:
— Вс-вышний, пожалуйста, 10 шекелей… Ведь постоянно кто-то теряет деньги. Только один раз — дай мне найти их!
Идет дальше — ничего нет. Думает: «Может быть, Б-г хочет чего-то от меня…»
— Вс-вышний, я обещаю: и мусор буду выбрасывать без напоминания, и с сестрой не буду драться…
Десять шекелей так и не находились. Надо было принимать решение прямо сейчас: или идти в школу — или отправляться на встречу с друзьями. О, момент истины:
— Вс-могущий, дай мне десять шекелей, и я никогда, никогда не буду делать ничего плохого до конца моей жизни!
Прошептав все это, Йоси поймал сам себя: «Кого я обманываю? Ведь как только я найду эту монету, я же пойду школу прогуливать!»
Это не такая «детская» история, как кажется на первый взгляд. Много раз Вс-вышний посылает нам то, что нам действительно нужно, но мы не готовы это признать, потому что не провели с собой работу и не выяснили свои настоящие потребности! Любой ответ Б-га — «да» или «нет» — всегда говорит нам что-то важное о нас.
Молитва не является ни панацеей от всех бед, ни освобождением от собственных усилий или ответственности. Молитва — это средство, при помощи которого мы усовершенствуем наш выбор и осознаем, что Б-г является источником всех наших достижений.
Молитва фокусирует нас на реальности и на целях нашей жизни. Мы должны работать над тем, чего мы хотим добиться. И если мы не очень-то работаем — значит, не очень-то этого и хотим.
Целью пребывания каждого из нас в этом мире является духовный рост. Молитва — не волшебная кнопка, которая позволяет избежать неудобств этого роста и возносит нас сразу на уровень праведников. Заставляя нас прилагать усилия — каждый день, день за днем, — Б-г дает нам средства для того, чтобы мы росли сами. Искать ли нам поддержки Творца — выбор за нами. С Его стороны линии всегда открыты.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»