Темы: Провидение, Женщина, Муж и Жена, Раби Акива, Теила Абрамов, Оптимизм, Раби Йосеф-Хаим Зонненфельд
Наша жизнь такова, как мы ее оцениваем. А оценка эта зависит от нашего отношения к жизни. Кто-то возразит: «Да, но я не способен позитивно относиться к жизни, я родился с другим мироощущением».
Действительно, некоторым людям требуется усилие, чтобы видеть светлую сторону жизни. Но этого вполне можно добиться, приложив необходимую умственную энергию. Именно умственную. Ведь ощущение счастья — результат познавательного процесса. Этого многие из нас не понимают. Познавая и оценивая жизнь, в том числе и свою собственную, мы должны проявлять интеллектуальную гибкость и умение видеть вещи с разных сторон, и особенно — с позитивной. Чем больше мы упражняем наш интеллект, тем легче нам радоваться жизни.
Вот какая история описана в Талмуде.
Однажды раби Акива отправился в путь. Он взял с собой осла, который вез поклажу, петуха, чтобы будить раби утром, и свечу, чтобы учить Тору при ее свете.
К вечеру раби Акива прибыл в одну деревню и попросил о ночлеге. Но никто не захотел его принять. Не видя другого выхода, раби Акива заночевал в открытом поле.
Едва он улегся, как пришел лев и растерзал осла, явился кот и съел петуха, и вдобавок ветер задул свечу.
Придя наутро в деревню, раби Акива узнал, что ночью сюда нагрянули разбойники и увели в плен всех жителей. Разбойники шли полем, где он ночевал, но, к счастью, не заметили его: растерзанные животные не могли выдать его криком, погасшая свеча не могла привлечь к нему внимания светом. Случившиеся с ним беды фактически спасли его.
Что Б-г ни делает — все к лучшему. Это и есть позитивный взгляд на жизнь.
Приправленный юмором, такой подход очень помогает в преодолении семейных неурядиц. Достаточно знать, что гам зе ле-това («и это — к лучшему»), как положение уже не кажется таким безысходным. Любые неприятности и тяготы, будь то нехватка денег, трудности в воспитании детей или болезни, могут быть преодолены и даже обращены во благо, если смотреть на них с оптимизмом.
Супруги, решающие свои многочисленные семейные проблемы на основе такой позитивной установки, со временем замечают, что пережитые ситуации способствуют их сближению и взаимопониманию. Совместное преодоление трудностей всегда роднит людей.
Раби Йосеф-Хаим Зоненфельд был духовным руководителем старого ишува в Иерусалиме. Все высоко ценили его советы и помощь. Почитатели оказывали ему финансовую помощь, а рав Йосеф-Хаим, в свою очередь, раздавал значительную часть этих пожертвований бедным.
Однажды случилось так, что благотворительный взнос, ожидавшийся накануне Песаха, запоздал. Когда деньги наконец прибыли, праведная жена рава Зоненфельда уже не успевала и раздать деньги неимущим членам общины, и сделать необходимые закупки для своей семьи. Она посоветовалась с мужем, и он велел ей заняться распределением денег.
«Некоторые люди, — объяснил он, — нуждаются в вещественных принадлежностях праздника, чтобы радоваться ему. А наша радость внутри нас. У нас и без всего будет радостный праздник».
Если мы способны жить радостью, которую даем другому, то заботы и разочарования, порождаемые внешними обстоятельствами, не могут нарушить нашу семейную гармонию. Добиться этого нелегко, но возможно.
С момента, как в книге Берешит Тора начинает говорить о женщине, мы замечаем, что женщина изначально обладала двумя как будто бы противоречивыми качествами. Если первому человеку Тора дала лишь одно имя — Адам, то женщину она называет двумя именами: Хава и иша. Имя Хава подчеркивает, что она была «матерью всех живущих» — хай на иврите (Берешит, 3:20). Ее главная функция заключалась в том, чтобы давать жизнь, растить детей и хранить домашний очаг. Но женщина носит в Торе и другое имя — иша. А оно указывает на способность женщины развивать свой ишиют — свою неповторимую индивидуальность, что никак не связано с ее универсальной ролью матери и чего эта роль никак не требует.
Сочетать «материнство» и «индивидуальность» женщине позволяет ее особое качество — бина йетера, дополнительная мудрость, благодаря которой она распознает в людях скрытые различия и умеет найти к ним подход. Б-г наградил этой особой проницательностью каждую женщину, стремясь помочь ей успешно выполнять роль жены и матери и при этом сохранить свое «я». Каково наилучшее соотношение этих двух качеств?
Коль квода бат мелех пнима — «Вся слава дочери царской внутри» (Теилим, 45:14). Этими словами Тора не просто восхваляет женскую скромность, но формулирует свой идеал. Согласно еврейской традиции, женщина не должна искать общественного признания. Ее лучшие качества и способности направлены внутрь, ориентированы на ее дом, семью. У мужчины другая роль: он действует в основном в социуме, его усилия преимущественно обращены вовне.
Тора не только не считает такое положение унизительным для женщины, но, напротив, превозносит роль матери и хранительницы домашнего очага. В иудаизме дом — это все. И та, кто растит детей и ведет дом, занимает главное и наиболее ответственное место в мире. А понимание этой истины и сознание важности своей роли приводит женщину к высшему уровню в развитии личности.
Дом, где еврейская женщина осознает все значение своей деятельности, становится миниатюрной копией Храма. Стирка белья, уборка, штопка одежды — все приобретает новый смысл. Когда еврейская женщина знает, что служит Творцу в стенах своего дома, как первосвященник служил Всевышнему в Храме, ее радость заражает всех и преображает атмосферу в доме. Он становится много значительнее, чем только здание или жилье.
• • •
Ко дню свадьбы Илана была уверена, что знает о Джонатане все, что можно знать. Поэтому новые области его интересов и эрудиции, обнаружившиеся в первый год их совместной жизни, стали для нее приятным сюрпризом. Все, кроме одной.
Оказалось, что Джонатан — страстный коллекционер минералов. Его коллекция была великолепна. Но Илана не испытывала восхищения по этому поводу.
«Это невыносимо! — ворчала она, занимаясь уборкой. — Только лишняя пыль. Да еще изволь каждый раз расставлять эти камни заново!»
Шли дни, и недовольство Иланы росло. «Если бы он действительно любил меня и заботился обо мне, — думала она, — то не таскал бы в дом эти грязные, отвратительные обломки». Но убедить Джонатана сменить хобби не удавалось. А сам заниматься уборкой коллекции он хронически не успевал, хоть и искренне желал помочь жене.
Один день выдался особенно неудачным. Машина никак не заводилась, Илана опоздала на прием к врачу и долго сидела в очереди. В результате на нее обиделась свекровь, которой пришлось ждать ее для совместной поездки за покупками. Когда Илана вернулась к автомобилю, под дворником красовалась квитанция штрафа за неправильную парковку. По дороге домой она вспомнила, что забыла включить плиту для автоматической варки и ужин не будет готов вовремя. Наконец, войдя в дом, она споткнулась об упавший с полки камень из осточертевшей коллекции.
Илана кипела от бешенства. Вся ее злость была обращена теперь на человека, из-за которого в доме появились ненавистные камни. Ее переполняло негодование на мужа, до прихода которого оставался час. Она мысленно оттачивала обличительную речь, которой его встретит. Илана припомнила все его недостатки, все обиды, которые он успел ей нанести за совместно прожитые месяцы. Свое гневное выступление она завершит ультиматумом: или она — или камни. «Да у него у самого каменная голова, — выходила она из себя. — Если бы он любил меня хоть вполовину так, как свои проклятые булыжники!»
Илана металась в гневе по гостиной, и вдруг ей в глаза бросилась их свадебная фотография. Она стояла в рамке на камине. Лица Джонатана и Иланы светились радостью и мечтой о счастье. До чего красивая пара!
Женщину будто окатили холодной водой. Илана вдруг поняла, что утратила контроль над собой. Вот он, счастливый, любящий юноша, стоит рядом с ней, нежно улыбаясь с фотографии. Он ее муж, а не то чудовище, которое она придумала. Илана решила взять себя в руки. Она пошла в ванную, приняла душ и постепенно успокоилась. Потом надела платье, которое особенно любил Джонатан, и тщательно подкрасилась. Илана твердо решила встретить любимого с улыбкой и радушием, зная, что он ответит ей любовью и благодарностью.
Услышав шум подъезжающей машины, она распахнула входную дверь. «Подумать только, — смущенно вспомнила она. — Еще час назад я была уверена, что мой брак разбился об эти злосчастные камни».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»