Темы: Рав Реувен Куклин, Милосердие, Радость, Вера и упование, Катастрофа, Оптимизм
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав, Мне никак не удаётся научить себя оптимизму. Я начинаю своё знакомство с иудаизмом и уже усвоила, что радость очень важный компонент в служении Творцу. Радость — это свидетельство веры, что есть только Б-г и ничего кроме него. Умом я могу понять, что Всевышний благ, а зло создано для того чтоб сила добра в человеке побеждала дурные наклонности (Йецер а-ра). Но моей душе почему-то очень трудно радоваться. Когда-то я изучала холокост. Те образы из чёрно-белых фото и само описание трагедий очень сильно меня впечатлили и, если можно так сказать, «раздавили». У меня хорошее воображение. А когда родилась дочка и я испытала сильнейшую любовь к ней, то мысли об ужасах холокоста (да и всех наших трагедий, и не только наших) стали ещё невыносимее. Я вишу себя среди тех людей, как будто я была там, на краю расстрельного рва, держа в руках мою дочку. Иногда, не знаю, почему, я ищу на интернете эти старые фото и приходит такое отчаянье, что кажется, сходишь с ума. Особенно больно думать о детях, расстрелянных и замученных… Что вы посоветуете, как быть? Ну, никак не могу радоваться как раби Акива. Я всегда была пессимисткой. Заранее спасибо, М.
Уважаемая М.,
Вы очень правы в том, что радость — одна из самых главных ценностей. Это состояние человек должен поддерживать в себе в течение всей своей жизни. Радость — это то, что даёт человеку возможность действовать и идти вперёд. Приведу пример. В Торе рассказывается, как Яаков шёл в Харан, чтобы выполнить повеление своих родителей — найти там себе жену. Когда наступила ночь, Яаков остановился на ночлег, и во сне ему явился Всевышний. И пообещал ему удивительные вещи (Бэрейшит 28, 13—15): «Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам её и потомству твоему. И будет потомство твоё, как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоём все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в землю эту, ибо Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе». Утром Яаков встаёт, чтобы продолжить свой путь: «И поднялся Яаков на ноги (ва-иса… раглав — буквально “и поднял, понёс… ноги свои”), и пошёл в страну сынов востока» (29, 1). Раши объясняет: «Когда [Яаков] получил добрую весть о том, что Всевышний будет хранить его, подняло его сердце его ноги и стал лёгким его шаг». Мы видим, что даже у Яакова, который был великим праведником и, конечно, и без того шёл быстро, чтобы выполнить повеление родителей, от радости «шаг стал лёгким».
Ещё о значении радости говорят мудрецы в трактате Шабат (30 б). Там сказано, что дух пророчества может быть только у человека, который пребывает в радости. Отсюда ясно, что человек в состоянии печали не способен «прилепиться» к Всевышнему.
Конечно, в первую очередь наша радость должна быть основана на знании: всё, что Всевышний делает, Он делает для нашего блага, как Вы пишете. Что ещё может привести к состоянию радости — это размышление о величии Всевышнего, о том, насколько велик наш Отец, который на Небесах, насколько полноценны и гармоничны его деяния.
Но всё это не означает, что когда в жизни человека происходят тяжёлые события, не дай Б-г, он должен заливаться смехом и плясать от радости, как свойственно сумасшедшим.
Конечно, человек должен чувствовать боль из-за того, что произошло, и страдать из-за этого. Но горе не должно становиться абсолютным и вести к депрессии. В сердце ощущение боли должно совмещаться с ощущением радости — потому что человек знает, что Всевышний посылает эти события ради его блага.
Это можно сравнить с ситуацией, когда отец наказывает ребёнка. Если ребёнок вздумает плясать, когда отец бьёт его, то продемонстрирует этим своё пренебрежение к отцу. Ведь отец хочет, чтобы ребёнок ощутил боль — чтобы тем самым осознал, что совершил проступок и больше к нему не возвращался. Ребёнок должен чувствовать боль удара и должен страдать также от боли, которую чувствует отец, когда бьёт его. Но в своём сердце мудрый ребёнок, всё же, должен будет ощущать также чувство радости — ведь отец делает это ради него (отцу не безразличны его поступки).
Поэтому, когда человек слышит об ужасах Катастрофы, он, конечно же, должен содрогаться от того, что слышат его уши. Но нельзя входить в депрессию из-за рассказов о Катастрофе, мы должны помнить, что всё это сделал любящий нас Отец наш, который с болью даёт нам Свои наказания, чтобы очистить нас от наших грехов и привести нас к раскаянию в наших проступках.
Ещё хотел бы подчеркнуть один момент. Несомненно, очень важно помнить о страшных событиях, которые происходили с евреями, ведь каждый из нас должен страдать их страданием. Однако не стоит это делать слишком часто, потому что раздумья об этом лишают человека радости, которая так необходима. В особенности это относится к людям, которые тонко чувствуют, — таким, как Вы. Сказали мудрецы (Псахим 113 б), что есть три типа людей, чья жизнь — не жизнь. Один из этих типов — люди (чересчур) милосердные. Такой человек настолько проникается страданием ближнего, что становится практически неспособен выполнять задачи, стоящие перед ним самим.
Поэтому совет в данном случае может быть: больше думать о хорошем, меньше — о тяжёлых вещах. Несомненно, что только так Вы сможете достичь состояния радости, которое так необходимо человеку в жизни.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Кто виновен в Холокосте?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Он родился в семье богатого еврея, однако предпочел жизнь бедного скитальца. Он поступил в ученики к Магиду из Межерича, однако из-за святости не смог дослушать до конца ни один его урок. Биография раввина, который косвенно предсказал Освенцим.
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Батшева Эскин
Миллионы людей по всему миру сейчас находятся в добровольной или принудительной изоляции у себя дома. Какими мы выйдем «на свободу», когда все закончится: с полной копилкой стрессов, одиночества, панических атак? Или отдохнувшими, подкрепившими здоровье, обогащенными новыми знаниями и умениями?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Ефим Свирский
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его