Темы: Шадхан, Шидух, Свадьба, Батшева Эскин
То, что браки совершаются на Небесах, — все ведь знают? По крайней мере, тот, кто женился сам или женил детей, — мог убедиться, что соединение юноши и девушки под хупой происходит в результате цепи таких невообразимых «случайностей», которые, конечно, никто из живущих на земле организовать бы никогда не смог.
И хотя мы все и знаем, что соединяет пары Вс-вышний, все равно очень переживаем, когда дело доходит то поиска жениха или невесты. И волнуют нас, как и наших предков, вечные вопросы, на которые и сейчас, как и сотни лет назад, есть ответы у еврейских свах — шадханиёт.
Как люди определяют свою готовность к семейной жизни? «Я готов, потому что нашел работу», «я готова, потому что влюбилась», «мне уже 25, все подружки давно замужем»?
Возраст тут совершенно ни при чем, если мы говорим о совершеннолетних людях, с точки зрения государственных законов. Готовность к браку определяется двумя главными параметрами, которые являются, по сути, двумя сторонами одного качества: во-первых, чего человек ожидает от своей половины, и во-вторых, научился ли он к своим 18 или 40 годам слушать других. Умение слушать другого человека, настроить на него свои внутренние антенны и понимать, что ему нужно, — не рождается внезапно, а возникает в результате душевной, духовной, интеллектуальной работы.
У нас говорят, что человек рождается «для Торы, хупы и добрых дел», и эту мотивацию, это стремление к объединению со своей второй половиной и достижению единства и полноты как к одной из целей человеческого пребывания в этом мире — воспитывают в еврейских детях с самого раннего возраста. Тот, кому родители не дали такой мотивации, может развить ее в себе сам, иначе его шансы на счастье в любви весьма невелики.
Первым делом, необходимо отринуть стадное чувство и не ограничивать поиски выпускниками или выпускницами определенных престижных учебных заведений, потому что «так принято»! Человек должен знать себя и понимать, кто нужен именно ему — и внешне, и внутренне, и по уровню религиозности. А хороший посредник-шадхан, соединяя молодых людей, смотрит, чтобы в паре не было так, что один в духовном плане мог «потопить» другого — и знакомит мужчину и женщину с таким расчетом, чтобы в браке они оба духовно поднимались.
У евреев издавна было принято в деле поиска пары прибегать к помощи посредника. Грамотно выбрать шадхана — совершенно необходимо, и необязательно это должен быть профессиональный шадхан. Достаточно, если это будет человек, который умеет не только расхваливать потенциальных женихов и невест, но и видеть «внутренним глазом», какому молодому человеку подойдет какая девушка.
Кроме того, это должен быть человек тактичный и понимающий, умеющий дипломатично устранять любые накладки и шероховатости, которых может оказаться множество: от денежных вопросов — до вопросов гардероба будущего жениха. Вообще, всё, что обычно бывает неудобно или совестно спросить напрямую — выясняют у шадхана.
Может ли быть несколько посредников? Да, конечно, если вам так спокойнее. Но надо понимать, что обратитесь вы к одному шадхану или к десяти — суженый все равно появится. И ваша главная роль в этом деле состоит в том, чтобы подставить руки, молиться и ждать. Если два человека должны соединиться — они соединятся.
После нескольких встреч, во время которых люди заинтересуются друг другом, приоткроют свои души и станут ближе, они, чаще всего, перестают замечать недостатки внешности или начинают находить в них очарование. Но для первого свидания внешность важна, очень важна! И аккуратная одежда, которая идет, и форма очков, которая украшает, а не уродует, и подтянутость, и ровные белые зубы — все это важно, особенно зубы, как бы это странно ни звучало. Улыбка — это половина успеха.
Для девушек и женщин — естественно стараться выглядеть привлекательно, поэтому их не надо уговаривать купить себе ради свидания новую одежду. Но и мужчина должен позаботиться о своей внешности, попросить знающего человека сходить с ним в магазин и помочь ему подобрать если не весь гардероб, то хотя бы галстук и обувь. Подойти к этим покупкам надо с той же серьезностью, с какой мы относимся к покупке машины!
Вы скажете, что это все как-то приземленно, несерьезно, несущественно? Суть иудаизма — в правильном подчинении материального духовному, и если наша цель — найти себе пару по возможности скорее, — высока и прекрасна, то зачем удлинять себе дорогу к этой цели и получать отказы после первого свидания?
Нужна и свадьба, нужны и танцы, и цветы, и подарки. Есть заповедь — веселить жениха и невесту, и сделать это будет трудно, сидя «семейным кругом» у себя дома. Другой вопрос: можно ли экономить на свадьбе? Еще как можно, и семейная жизнь не станет от этого менее счастливой. Но на свадьбе должны быть обязательно три вещи, на которых надо меньше экономить.
Во-первых, платье невесты. Оно может быть сшитым специально или взятым на прокат, но оно должно быть ослепительным, и невеста должна быть ослепительной! Второе — хороший фотограф, который сумеет подметить именно те моменты, которые выделяют эту невесту и этого жениха из всех других. И третье — качественная музыка и обговоренный обеими сторонами репертуар. Плохая музыка может убить любое торжество.
Конечно, бывают! Мазаль, удача, может быть везде: и в светском мире, и в нееврейском мире. Но хотим ли мы получить счастье по принципу мазаля — повезет или не повезет — или мы хотим получить самые настоящие ключи к верному счастью, не полагаясь на удачу? Да, и этот путь может быть тернист, и в нашей жизни тоже бывает всякое. Но тот, кто выбирает для себя построить семью по Торе, этим самым привлекает благословение и в свой дом, и в жизнь своих потомков на многие поколения.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»