Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Рассказывая в нашей рубрике о месяцах еврейского года, мы всегда указываем знак месяца, его символ в ряду зодиакальных созвездий. По-еврейски созвездие, лежащее на пути солнца при его годичном движении по небу, называется мазаль. Строго говоря, такое же собирательное имя имеют и семь планет вместе с Солнцем (Шемеш) и Луной (Левана) — Меркурий (Кохав), Венера (Нога), Марс (Мадим), Юпитер (Цедек), Сатурн (Шабтай).

Раньше все народы верили в то, что планеты и положение солнца влияют на все живое — к добру или несчастью. С отголосками этих суеверий (запрещенными Торой!) можно познакомиться и сейчас, открыв газетную страницу с прогнозами астрологов. Приветствия, которыми обменивались люди при встрече, так и звучали: «Удачных тебе звезд», Мазаль тов! Те же слова говорили при рождении ребенка, новоселье и пр. Эта наивная вера в звезды, судьбу, рок, карму и прочие, не зависящие от человека, силы противоречит основам иудаизма. Ибо если серьезно полагать, что все определяется Сатурном и Плеядами, то где провиденческая роль Всевышнего? Где место нашей свободе выбора? Зачем нужна молитва в мире, где все предопределено?

Наши мудрецы дают другое объяснение: мазаль — это условия жизни человека, данные ему от Всевышнего в час рождения (или до рождения). В рамках этих условий (богатство, сила, здоровье, таланты и пр.) человек может проявить СВОЮ ВОЛЮ И СТРЕМЛЕНИЕ к добру или злу.

Написано про Авраама (Берешит 15:5): «И вывел его (Всевышний) наружу, и сказал: Взгляни на небо…» Раши пишет: «Вывел из шатра. Но есть здесь и более глубокий смысл. Авраам знал, что у него не должно быть детей. Но Всевышний сказал ему: Выйди из своего гороскопа. (Выйди наружу, за звезды)… Я поменяю вам имена (тебе и жене), и ваша судьба тоже изменится».

Евреи «вышли» из гороскопа. Нами не правят звезды и планеты. Над нами нет заранее предрешенной судьбы. Мы сами вершим ее. — В той степени, в какой соблюдаем Тору.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.