Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Пасхальный седер, Холокост, Гетто, Рассказы, Карлибах
Гевалт, гевалт — с разрушения Храма не было такого Песаха в мире… Этот седер в варшавском гетто проводили один взрослый еврей и один еврейский ребенок. Чудесным образом им удалось достать мацу и вино.
Мойшеле пел ма ништана, задавал четыре вопроса — эти самые глубокие вопросы — в варшавском гетто. Почему так много боли этой ночью, и почему эта ночь так темна, так темна, как никакая другая ночь в мире… Все ангелы дрожали, пока Мойшеле спрашивал — ма ништана, — и весь мир наполнился слезами. Отец уже хотел отвечать: «Рабами были мы в Египте…», но тут Мойшеле сказал:
— Тате зиссе (дорогой папа), у меня есть еще один вопрос — мой собственный.
Когда Мойшеле задавал первые четыре вопроса — весь мир содрогался. Но когда он начал задавать свой собственный вопрос — наступила пронзительная тишина во всем мире. Даже ангелы боялись шуметь.
— Тате зиссе, пожалуйста, скажи мне, в следующем году — останется ли в мире хотя бы один Мойшеле, который задаст эти четыре вопроса? И будет ли во всем мире хотя бы один еврейский папа, который сможет на них ответить? Скажи мне, зиссе тате, будешь ли ты жив в следующем году? Буду ли я жив в следующем году? Ответь мне правду: останется ли на свете хоть один еврей?
Отец отвечал:
— Я не знаю… Я не знаю, останешься ли ты в живых, и я не знаю, останусь ли я в живых, но я обещаю тебе, что в пасхальную ночь в следующем году будет в мире какой-то Мойшеле, который будет спрашивать ма нишатна, и я обещаю тебе, что будет какой-то тате, который ответит ему: «Были мы рабами в земле египетской…»
* * *
Я рассказывал эту историю в Тель-Авиве несколько лет назад, и вдруг вижу — какое-то движение в зале, шум, «Маген Давид Адом» (израильская «скорая помощь»): одному из зрителей стало плохо. Это был тот самый Мойшеле…
Да, Мойшеле остался жив, после войны приехал в Израиль. Р. Шломо Карлибах ничего не сказал о том, проводил ли Мойшеле седер со своими детьми — и сейчас уже не у кого спросить об этом. Но каждый год миллионы детей в пасхальную ночь по-прежнему поют ма ништана и отцы отвечают им — «Были мы рабами в земле египетской…». Ведь практически каждая еврейская семья — и религиозная и нерелигиозная — проводит Седер Песах.
Перевод Батшевы Эскин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.