Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Пасхальный седер, Холокост, Гетто, Рассказы, Карлибах
Гевалт, гевалт — с разрушения Храма не было такого Песаха в мире… Этот седер в варшавском гетто проводили один взрослый еврей и один еврейский ребенок. Чудесным образом им удалось достать мацу и вино.
Мойшеле пел ма ништана, задавал четыре вопроса — эти самые глубокие вопросы — в варшавском гетто. Почему так много боли этой ночью, и почему эта ночь так темна, так темна, как никакая другая ночь в мире… Все ангелы дрожали, пока Мойшеле спрашивал — ма ништана, — и весь мир наполнился слезами. Отец уже хотел отвечать: «Рабами были мы в Египте…», но тут Мойшеле сказал:
— Тате зиссе (дорогой папа), у меня есть еще один вопрос — мой собственный.
Когда Мойшеле задавал первые четыре вопроса — весь мир содрогался. Но когда он начал задавать свой собственный вопрос — наступила пронзительная тишина во всем мире. Даже ангелы боялись шуметь.
— Тате зиссе, пожалуйста, скажи мне, в следующем году — останется ли в мире хотя бы один Мойшеле, который задаст эти четыре вопроса? И будет ли во всем мире хотя бы один еврейский папа, который сможет на них ответить? Скажи мне, зиссе тате, будешь ли ты жив в следующем году? Буду ли я жив в следующем году? Ответь мне правду: останется ли на свете хоть один еврей?
Отец отвечал:
— Я не знаю… Я не знаю, останешься ли ты в живых, и я не знаю, останусь ли я в живых, но я обещаю тебе, что в пасхальную ночь в следующем году будет в мире какой-то Мойшеле, который будет спрашивать ма нишатна, и я обещаю тебе, что будет какой-то тате, который ответит ему: «Были мы рабами в земле египетской…»
* * *
Я рассказывал эту историю в Тель-Авиве несколько лет назад, и вдруг вижу — какое-то движение в зале, шум, «Маген Давид Адом» (израильская «скорая помощь»): одному из зрителей стало плохо. Это был тот самый Мойшеле…
Да, Мойшеле остался жив, после войны приехал в Израиль. Р. Шломо Карлибах ничего не сказал о том, проводил ли Мойшеле седер со своими детьми — и сейчас уже не у кого спросить об этом. Но каждый год миллионы детей в пасхальную ночь по-прежнему поют ма ништана и отцы отвечают им — «Были мы рабами в земле египетской…». Ведь практически каждая еврейская семья — и религиозная и нерелигиозная — проводит Седер Песах.
Перевод Батшевы Эскин
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению