Темы: Ненависть, 9 Ава, Народы мира, Антисемитизм, Еврейская история, Эйха, Катастрофа, Кровавый навет, Батшева Эскин
Начался скорбный месяц ав, и если не придет Машиах (дай Б-г, чтобы он пришел вскоре, в наши дни!), нам снова придется сесть на пол в траурных одеждах и приняться за чтение свитка «Эйха», оплакивая разрушение Первого Храма, разрушение Второго Храма, убийство Бар-Кохбы, изгнание евреев из Франции, из Испании, из Англии, сотни тысяч убитых в Первой мировой, миллионы замученных в годы Катастрофы — скорбный список всех событий, начавшихся в девятый день месяца ав, длинен.
Талмуд спрашивает, откуда гора Синай получила свое название. Одно из толкований говорит, что «Синай» происходит от ивритского слова «сина», что означает ненависть, потому что ненависть народов к евреям спустилась на эту гору, когда они получили там Тору, а вместе с ней — и миссию: стать моральным компасом человечества. В этой миссии мы преуспевали не всегда, но гнев и ненависть народов вызывали постоянно, причем причины декларировались разные.
В прошлом евреев ненавидели, потому что они были богаты и потому, что они были бедны; потому что они были капиталистами (Маркс) и потому что они были коммунистами (Гитлер); потому что они держались особняком и потому что они всюду проникали; потому что они упорно придерживались своей «презренной суеверной веры» (Вольтер) или потому, что они были «безродными космополитами», (Сталин).
Логику в антисемитских упреках найти невозможно, но можно проследить их развитие в течение веков. Действие антисемитизма сродни с действием вируса. Вирусы атакуют человеческое тело, а тело обороняется при помощи чрезвычайно сложной защиты: иммунной системы человека.
Для того чтобы выжить внутри человеческого организма, несмотря на его иммунную защиту, вирусы прибегают к такой уловке, как мутация, то есть меняются в самой своей сути, приспосабливаясь к изменениям окружающей их среды. Похожим образом мутирует и антисемитизм, побеждая иммунную систему, заложенную Вс-вышним в еврейский народ для защиты его от ненависти. За последние две тысячи лет было три таких мутации, и сейчас мы переживаем четвертую.
Первая произошла с рождением христианства, которое обвинило евреев в непризнании спасителя и в его убийстве. В раннехристианских текстах даже выделяют особый жанр «Adversos Judaeos» (против евреев), в котором отцы церкви подробно объясняют, почему иудаизм — это «презренное учение», которое настолько устарело, что не имеет права на существование.
Вторая мутация началась в 1144 году, когда, как бы вспомнив байки Демокрита о еврейской «традиции» похищения иноземцев для принесения их в жертву, англичане Норвича возвели на евреев кровавый навет, обвинив их в краже и убийстве христианского ребенка.
С той поры крестоносцам всегда находилось чем подпитывать свою ненависть к евреям: евреи перестали восприниматься лишь как народ, отвергший христианство. Евреев стали рассматривать как злобную силу, убивающую детей, отравляющую колодцы и распространяющую чуму. Инквизиция с ее насильственным крещением, сжиганием на кострах людей и книг и изгнанием — страшное порождение второй мутации.
Третья мутация родилась в 1879 году, когда немецкий журналист Вильгельм Марр придумал новое слово: антисемитизм. Это новое в ту пору явление возникло в эпоху Просвещения, светского национального государства, либерализма и эмансипации. Религиозные предрассудки были сочтены делом прошлого, и новая ненависть должна была строиться на новой почве, а именно — на расовой.
Такой подход поставил евреев, пытавшихся спастись от антисемитизма путем ассимиляции, в безвыходное положение: ведь религию поменять можно, а расовую принадлежность — нет. И если христиане могут действовать путем обращения евреев в свою веру, то цель расистов может быть только одна: полное истребление евреев. Так родился Холокост: через шестьдесят лет после появления неологизма появилось явление в своем самом полном воплощении.
Сегодня мы переживаем четвертую мутацию. Новый антисемитизм фокусируется не на иудаизме как религии, не на евреях как расе, а на евреях как нации. В умах современных антисемитов понятия «евреи» и «государство Израиль» слились в одно и часто используются взаимозаменяемо. И вот эти евреи (или Израиль) несут ответственность за все зло мира, от глобального потепления до вирусной пандемии.
Природа антисемитизма такова, что он всегда должен находить легитимацию у самой могущественной власти своей эпохи. В эпоху средневековья это была религия, поэтому иудеофобия приняла форму религиозной доктрины. В девятнадцатом веке религия утратила престиж, и бразды правления перешли к науке. Поэтому расовый антисемитизм родился как детище двух псевдонаук: социального дарвинизма и расовой теории.
К концу двадцатого века наука уже не имела власти над умами, и высшим источником легитимности стали права человека. Может быть, именно поэтому евреев (или еврейское государство) обвиняют в наши дни в пяти грехах против прав человека: расизме, апартеиде, этнической чистке, попытке геноцида и преступлениях против человечности?
Когда же кончится все это? Сколько можно терпеть беспочвенную, нелогичную, разрушительную ненависть?
Мидраш (Эйха Рабба 1) учит, что три пророка использовали слово «эйха», которое примерно можно перевести риторическим вопросом-восклицанием — «о как?» или «как же так?». В Книге Дварим Моше вопрошает: «Эйха, как мне нести одному вашу тягость, ваше бремя и ваш раздор?» (Дварим 1:12). В Афтаре Шабат Хазон пророк Йешаяу спрашивает: «Как город верный, исполненный правосудия, стал блудницей!» (Йешаяу 1:21).
Наконец, пророк Йермияу начинает свиток Эйха со слов: «(1) Как одиноко сидит столица, (некогда) многолюдная, стала подобна вдове. Великая среди народов, владычица областей стала данницей!» Эйха — как? Как это, что антисемитизм нас преследует в каждом поколении? Почему народы мира все время восстают против нас?
Девятого Ава мы будем сидеть на полу и удивляться вслух, эйха? Как это может быть, что евреи снова должны бояться за свою жизнь? Эйха — как это может быть, что в XXI «прогрессивном» веке, когда мир так озабочен «правами человека», более четверти населения земного шара по-прежнему придерживается антисемитских взглядов?
У рава Соловейчика есть замечательный ответ на этот вопрос. Хотя Мидраш показывает три места в Танахе, где встречается слово эйха, на самом деле, есть и четвертое. Когда Адам и Ева после греха прячутся, не в силах взять на себя ответственность, Б-г взывает к Адаму: «Аека?» — «Где ты?». Слово аека пишется теми же буквами, что и эйха. Когда мы не отвечаем на призыв «аека?», когда мы не берем на себя личную ответственность за наши проблемы и виним в наших бедах других, в конечном итоге нам приходится вопрошать у Небес: «Эйха? Как это может быть? Доколе?»
Высшая еврейская миссия состоит в том, чтобы привносить Б-жественность в мир, и каждый из нас, беря на себя ответственность за выполнение этой миссии и делая все, от него зависящее, не будет ожидать ответа на вопрос «доколе?» На этот вопрос мы не получим ответа, пока не придет Машиах. Но каждый из нас может ответить на призыв «аека?»: «Где ты? В чем твоя задача сейчас? Делаешь ли ты то, что должен делать, или сидишь и жалеешь себя и ждешь помощи от других?»
Еврейская Традиция предписывает нам скорбеть о всех бедствиях еврейского народа в течение трех недель в году — между 17 Тамуза и 9 ава, а остальное время посвящать иным мыслям и занятиям, приближающим нас к исполнению нашей главной миссии на Земле.
А вместе с тем, одним из последствий Катастрофы стало изменение критериев еврейской самоидентификации. Если раньше быть евреем означало исповедовать иудаизм, то сейчас для многих быть евреем — это значит, погружаться в воспоминания о многочисленных преследованиях еврейского народа. Причем не только погружаться самим, но и внедрять в сознание других народов образ еврея-жертвы.
Выдающийся историк Холокоста Люси Давидович предупреждала еще несколько десятилетий назад об опасности сложившейся в наш век ситуации: целые поколения детей во всем мире выросли, зная о греках и о том, как они живут, о римлянах и о том, как они жили, — и о евреях и о том, как они умерли!
В январе 2000 года 44-мя главами государств была принята декларация Стокгольмского Международного форума по Холокосту. Министерство образования и науки РФ включило тему Холокоста в учебный план средних школ по истории. По всему миру действуют и продолжают открываться музеи Катастрофы и толерантности. Все это просвещение якобы должно было привести к тому, чтобы полностью уничтожить антисемитизм. И что же?
В течение трех тысяч лет евреи определяли себя как народ, любимый Б-гом. Только в девятнадцатом веке они начали определять себя как людей, которых ненавидят иноверцы. Это тупиковый путь. Самое главное, что евреи могут сделать для борьбы с антисемитизмом — это перестать, наконец, его впитывать и делать историю преследований основой своего еврейства.
Народы мира, по замыслу Творца, должны чувствовать к евреям не жалость как к невинно пострадавшим, не сочувствие как к преследуемым. Миссия евреев состоит в том, чтобы освящать Имя Творца и быть примером другим народам. И надеяться, что светом Торы Вс-вышний озарит евреев и другие народы мира, когда наступит время, — значит, отречься от своей великой миссии, еще даже не попробовав ее осуществить.
Исторический опыт говорит нам, что, ассимилируясь и отступая, отдавая свои позиции одну за другой, евреи не избавятся от антисемитизма. Антисемитизм иссякнет тогда, когда мы сможем положительно ответить на вопросы, которые приводят мудрецы Талмуда. Они говорят, что каждый из нас, встретившись со своим Создателем, должен будет ответить на два вопроса: «Хотел ли ты Избавления, стремился ли ты к нему, мечтал ли о нем? И взял ли ты лично ответственность за то, чтобы сделать все, что в твоих силах, для наступления скорейшего Избавления?»
Недостаточно ждать Машиаха — мы должны привести его! Недостаточно надеяться на искупление, мы должны быть его катализатором. Недостаточно взывать беспомощно «эйха», надо ответить на «аека?». Если мы хотим встать с пола и положить конец трауру, если мы хотим, наконец, положить конец антисемитизму, мы должны сделать все необходимое, чтобы исцелить наш народ, восстановить мир и заслужить окончательное Избавление!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.