Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу
Когда речь идет о вышедших из строя предметах, может возникнуть множество разных ситуаций, влияющих на статус этих предметов в отношении законов о «мукце». Приведем несколько возможных ситуаций:
1) вышедший из строя предмет, который не пригоден ни для какого использования;
2) вышедший из строя предмет, который может быть использован для каких-либо целей и им продолжают в этих целях пользоваться;
3) вышедший из строя предмет, который может быть использован для каких-либо целей, но им решили не пользоваться, и выбросили в мусор еще до наступления Субботы;
4) вышедший из строя предмет, который может быть использован для каких-либо целей, но им решили не пользоваться, и выбросили в мусор уже после наступления Субботы;
5) вышедший из строя предмет, который может быть использован для каких-либо целей, но его обычно не хранят для дальнейшего пользования и выбрасывают в мусор, хотя в данном случае еще не успели этого сделать;
6) испорченный предмет, который еще пригоден для использования по первоначальному предназначению, и его обычно хранят, но в данном случае хозяева его выбросили в мусор.
В ситуациях №1, 3 и 5 предмет является «мукце махмат гуфо». В ситуациях №2, 4 и 6 предмет сохраняет свой первоначальный статус и не становится «мукце махмат гуфо».
В свете приведенных принципов, талит, от которого оторвались нити цицит, не становится «мукце», т.к. им будут продолжать пользоваться в качестве одежды (после того, как исправят).
Если от предмета отсоединилась определенная часть, но предмет все еще полностью или частично пригоден к использованию, а отсоединившаяся часть непригодна для дальнейшего использования, то эта часть становится «мукце махмат гуфо», а основной предмет — не становится. Если отсоединившуюся часть собираются сохранить чтобы присоединить обратно к предмету, ее статус такой же, как и основного предмета. Так, например, дверца, отсоединившаяся от тумбочки, или ручка, которая открутилась от такой дверцы, или пуговица, оторвавшаяся от одежды, или подлокотник, отломившийся от дивана или кресла — в случае, если их собираются сохранить и вернуть на первоначальное место, не являются «мукце».
Решетчатое предохранительное покрытие, которое отсоединилось от настольного или напольного вентилятора, не является «мукце махмат гуфо», т.к. в будущем его обязательно прикрепят обратно[1].
Когда речь идет об отсоединившейся части предмета, который прикреплен к стене или потолку, закон отличается от приведенного выше. Дело в том, что предмет, прикрепленный к стене, к потолку или к полу здания, считается частью этого здания. Отсоединившаяся от этого предмета часть, как и любая другая часть здания, в любом случае считается «мукце». Поэтому предохранительное покрытие, отсоединившееся от вентилятора, который прикреплен к потолку или к стене здания, является «мукце махмат гуфо», несмотря на то что в будущем его собираются вернуть на прежнее место. Аналогично этому, крючок или вешалка, оторвавшиеся от стены или от двери здания, считаются «мукце махмат гуфо». То же самое можно сказать и о ручке, отсоединившейся от двери дома. Но если ручка упала до Субботы и хозяева решили пользоваться ею как съемным приспособлением для открывания и закрывания дверей, то ее разрешено перемещать и пользоваться ею для этой цели[2].
Предметы, объем которых составляет 332 (согласно другим мнениям 576) и более литров, в отношении законов строительства в Субботу, приравнены к зданиям. Это верно и в отношении законов о «мукце». Поэтому дверца или ручка дверцы, отсоединившиеся от шкафа, имеющего названные габариты, считаются «мукце махмат гуфо». Таков же закон в случае, если от холодильника, объем которого 332 (или 576) и более литров, оторвался приклеенный к нему крючок: крючок считается «мукце махмат гуфо» и его запрещено перемещать. В случае, когда речь идет о креплении с помощью вакуумной присоски или магнита, можно положиться на мнение тех законоучителей, которые считают, что данные виды соединения не делают один предмет частью другого, и отсоединившийся от большого холодильника крючок не является «мукце».
Съемное сидение унитаза, которое отсоединилось в Субботу, становится «мукце», потому что унитаз, будучи прикрепленным к полу, считается частью здания. Если же это произошло до Субботы и хозяева собирались пользоваться отсоединенным сидением, то оно считается подготовленным к Субботе предметом и разрешено его перемещать и им пользоваться.
Существует специальное постановление мудрецов, запрещающее перемещать предметы, от которых отсоединилась деталь, без которой пользование этим предметом становится неудобным, из-за опасения, что их могут починить в Субботу. Так, например, очки, от которых отсоединилась линза или дужка, щетку или швабру, у которых открутилась ручка, запрещено перемещать в Субботу.
Данное постановление не распространяется на ряд ситуаций:
1) если отсоединенная деталь потерялась или сломалась таким образом, что для починки предмета необходим специалист;
2) если поломка случилась до Субботы и этим предметом успели воспользоваться, не исправив его, поскольку, скорее всего, и в Субботу им будут пользоваться не исправляя;
3) если присоединение детали не влечет за собой нарушения запретов Торы[3].
Кроме этого, как часто бывает в законах, связанных с «мукце», если в момент поломки предмет находился в руках, то его разрешено перенести в любое удобное место[4].
Исходя из вышеизложенного, если от оправы очков открутился винтик, выпала линза или отсоединилась дужка, то очки запрещено перемещать. Если винтик, линза или дужка потерялись, или если исправить очки возможно только с помощью специалиста, или если исправление не сопряжено с нарушениями из Торы — разрешено перемещать и очки, и их детали. Если поломка случилась до Субботы и очками успели воспользоваться, не исправляя их, то ими разрешено пользоваться и в Субботу. Если во время поломки очки и их части находятся в руках у «пострадавшего» или любого другого человека, их разрешено перенести в любое удобное место.
Если во время субботней прогулки от детской коляски отсоединилось колесо, и для того, чтобы его вставить, необходимо совершить нарушение Торы, и нет необходимости прибегать к помощи специалиста, то и коляску, и отсоединившееся от нее колесо запрещено перемещать. Если колесо укатилось и потерялось, либо сломалось таким образом, что вставить его на место невозможно, то разрешено продолжить везти коляску. В качестве выхода из сложившейся ситуации, можно предложить специально «потерять» колесо, для того, чтобы докатить коляску домой. Но т.к. колесо запрещено перемещать обычным способом, для того, чтобы оно «потерялось» следует «отфутболить» его ногой так, чтобы его не могли найти. Согласно упомянутому выше правилу, в соответствии с которым пока испорченный предмет держат в руках, его разрешено перенести куда угодно (если в момент, когда колесо отсоединилось, коляску продолжали катить) разрешено продолжать катить ее дальше, не останавливаясь.
Заметим, что, хотя предмет, от которого отсоединилась деталь, согласно вышеприведенному постановлению запрещено перемещать, тем не менее пользование им в том месте, где случилась поломка, разрешено.
Если предмет, который определен как «мукце махмат гуфо», каким-либо образом оказался в руках, его сразу же необходимо положить.
Если во время Субботы обнаружили, что в кармане находится предмет, который определен как «мукце махмат гуфо», следует отойти в такое место, где этот предмет сохраниться до конца Субботы и, не прикасаясь к нему, вытрясти его из кармана.
В случае, когда «мукце махмат гуфо» находится в руках человека без того, чтобы он совершал нарушение (например, он чистит плод или яйцо и в его руках осталась кожура или скорлупа, ест мясо или рыбу, и в его руках остались кости) то разрешено отнести «мукце» куда угодно. После того как предмет-«мукце» выпустили из рук, в отношении его вступают обычные законы о перемещении «мукце махмат гуфо».
[1] Перемещать его разрешено только «ле-цорех гуфо» или «ле-цорех мекомо», т.к. его статус, как и самого вентилятора, частью которого она является, — «кли ше-млахто ле-исур».
[2] Важно подчеркнуть, что учитывая законы о строительстве («бонэ») в Субботу, ручку следует вставлять на ее прежнее место не вплотную.
[3] Заметим, что не все законоучители разделяют данную точку зрения.
[4] И с данным разрешением не все законоучители согласны.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.