Темы: Шавуот, Время, Счет Омера, Исправление качеств, Саморазвитие, Батшева Эскин
Режим самоизоляции, который начал внедряться накануне Песаха, вдохновил многих праведных женщин на составление разнообразных списков дел, касающихся покупок, пасхального меню, устранения квасного, порядка в доме, необходимых звонков, занятий с детьми… Дни пролетали один быстрее другого, и многие дела оставались невычеркнутыми.
Песах остался позади, и мы вступили в новую фазу, начав считать дни до Шавуота и продолжая вести свои списки, в которых количество несделанных дел почему-то растет, несмотря на то, что мы должны были сэкономить массу времени и сил на поездках на работу, походах в магазины и прогулках с детьми. Мы даже внесли в свои списки книги, которые давно хотели прочитать, фильмы, уроки, лекции и виртуальные экскурсии. При одном взгляде на наши многостраничные списки можно впасть в уныние.
Почему счет Омера ведется в прямом порядке, а не в обратном? Как перед запуском ракеты: 3, 2, 1 — пуск! 3, 2, 1 — получение Торы! Разве мы не ждем с нетерпением этого великого дня, когда весь еврейский народ у горы Синай получил самый великий дар за всю историю человечества?
Можно провести такой эксперимент. Попросить ребенка считать от единицы и дальше, пока мы его не остановим, — и остановить на цифре 50. А потом попросить посчитать в обратном порядке — от 50 до 1. В первом случае, когда ребенку не предлагается конкретная цифра, к которой он должен прийти, он будет считать в начале в том же темпе, что и в конце. А при обратном счете, неосознанно желая как можно быстрее достичь цели, он будет все время ускорять темп, и 3-2-1 будут сказаны уже скороговоркой.
Мы не стремимся получить Тору как можно быстрее. Мы хотим получить ее тогда, когда будем готовы, когда произведем необходимую работу над качествами своего характера, когда проживем каждый день из пятидесяти как можно полнее и осознаннее. Мы не хотим вбежать в Шавуот, мы хотим к нему размеренно прийти.
Как это связано со списками дел? Начиная день со списка и приходя к его концу с чувством неудовлетворенности и необходимостью большую часть дел переносить назавтра, мы лишаем сами себя сил и мотивации. Психолог Карл Вик пишет: «После того, как мы одержали даже самую маленькую победу, все наши силы мобилизуются на следующую победу». Или — как учат нас наши мудрецы: мицва горерет мицва (одна заповедь влечет за собой другую заповедь).
Поэтому в дни самоизоляции, в дни счета Омера и вообще во все дни, когда тяжело, — лучше писать не списки дел, а списки свершений. Если я к вечеру увижу, что за сегодняшний день среди постоянной готовки и уборки я нашла время на пару часов для работы, за которую получу зарплату, час на прослушивание урока Торы, полчаса — на игры с детьми, пятнадцать минут на спорт, столько же — на романтическую чашку чая с мужем на балконе и даже помыла окно — то я не горький неудачник, а прославленный герой, а значит, завтра смогу еще больше.
В эти дни одиночных камер и домашнего ареста мы обязаны подбадривать сами себя: «Смотри, я молодец, я не опускаюсь! Это не мелочи — это победы! Я каждый день становлюсь лучше!»
Считая свои свершения — и считая дни до Шавуота — мы учимся ценить свои усилия, касающиеся как рутинной необходимой работы, так и еще более необходимой внутренней духовной работы, а не концентрироваться на том, чего мы еще не достигли. Омер учит нас праздновать свои успехи и использовать эту позитивную энергию для стремления к новым достижениям.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»