Из цикла «Царица Суббота и ее подданные», темы: Аарон, Моше, Фараон, Исход из Египта, Рассказы, Богохульство
Б-г послал Моше и Аарона во дворец к фараону передать Свое повеление: «Отпусти Мой народ, и он будет служить Мне!» А в этот день фараон устраивал торжественный прием для царей соседних земель. Все великие владыки принесли ему дары и просили: «О, фараон! Назначь себя царем над царями, и станешь ты еще более великим и могущественным, чем боги!»
Как раз в этот момент Моше и Аарон подошли к дворцовым воротам, которые охранялись дикими зверьми: леопардами, львами, медведями. Ни одного человека не пропускали они во дворец. Но когда приблизились Моше и Аарон, звери бросились лизать им ноги, и братья целехонькими вошли в тронный зал.
Сиянием Б-жьей славы светились их лица. Царей охватил ужас. Они поснимали короны и, дрожа от страха, пали ниц перед этими старцами.
Только жестокосердного фараона не тронула Б-жья слава.
— Вы кто такие? — спросил он. — Вас что, приглашали? Дары вы мне принесли? Хвалебное послание от вашего царя при вас?
— Мы принесли повеление всемогущего Б-га, — сказал Аарон. — Вот оно: «Отпусти Мой народ, и он будет служить Мне!»
Разгневался фараон и сказал:
— Всемогущий бог? Кто он такой? Я никогда не слышал о нем. Какое право он имеет указывать мне, что делать с моими рабами? Что он за бог, если даров не прислал! Не знаю я вашего бога и ни за что не отпущу рабов моих, сынов Израиля. Мне они служат, а не ему! — и фараон рассмеялся своей шутке.
— Ты узнаешь, кто такой всемогущий Б-г, — сказал Аарон. — По делам Его узнаешь. Он — Б-г Израиля и всех гонимых.
— Так-так, — сказал фараон, — придется поискать вашего всемогущего бога в моей книге, где значатся все признанные боги. Подать мне книгу! — приказал он и, посмотрев в нее, сказал:
— Здесь есть бог мидиан, жителей Сидона, моавитян, но нет бога Израиля. Он старый или молодой? Сколько земель он покорил? Скольких соперников убил? Давно ли стал богом?
И ответил Аарон:
— Его слава не в твоей книжице, а во всей Вселенной. Он не покоряет и не убивает. Он исполнен жалости, сострадания и любви к порабощенному народу. Еще земли не было, а Он уже был, и, если рухнут небеса, Он все равно будет. Он создал человека и вдохнул в него жизнь.
— Все это прекрасно, — по-прежнему насмешливо сказал фараон, — но что же он все-таки сделал? И Аарон ответил:
— Он отделил небеса от тверди земной, Он создал горы и долины, Он повелевает ветру дуть и дождю — литься. Он создает младенца во чреве матери и выводит оттуда на свет, чтобы тот возрадовался Ему. Вот что делает Б-г. Он создает, а не разрушает!
— Не разрушитель — не бог! — сказал жестокосердный фараон. — Кто он такой, чтобы я его слушался?
— О, безжалостный фараон, — сказал Аарон. — Наступит день, когда тебе придется прислушаться к Его голосу и исполнить Его повеление — «Отпусти Мой народ…»
И Моше с Аароном в сиянии Б-жьей любви удалились от фараона. Дрожащие цари и царедворцы расступились, давая им дорогу, и братья вернулись к воротам, через которые вошли, а свирепые звери преданно виляли перед ними хвостами.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»