Из цикла «Кто эти?», темы: Святость, Тума, Рав Цви Патлас, Казни Египетские, Исход из Египта, Сокрытие, Имя Творца, Качества Творца
Почему вторая книга Торы называется «Шмот» («Имена»)? Простой ответ на этот вопрос состоит в том, что с так начинается первая строка этой книги: «И это имена сыновей Израиля, пришедших в Египет…», после чего перечисляются имена двенадцати сыновей нашего праотца Яакова. Но если мы немного углубимся в эту тему, то обратим внимание, что уже во время своего первого пророческого видения Моше Рабейну задал вопрос Творцу (Шмот 3:13): «Когда я приду к сыновьям Израиля и скажу, что Всесильный ваших отцов послал меня к вам, они спросят: “Как Его имя”? Что я им скажу?» И отвечал ему Творец (Шмот 3:14): «Экье ашер экье» — так скажи сыновьям Израиля — «Экье послал меня к вам». Какой же смысл заключен в этом Имени? На иврите оно значит «Я буду». Так человек обращается к самому себе. И это Имя Творца означает то, что называется короной царя — «кетер». То, как Сам Царь обращается к Самому Себе. Имя, в котором заключено желание Творца — его «рацон» — сотворить мир и раскрыться в нем как Царь. И потому Творец обещает: «Я раскрою перед вами Свое самое сокровенное и сущностное имя — Авая. То имя, которым сотворены все миры — Авая, барух У (Милосердный)». Вот что Моше должен будет сообщить евреям.
Объясняя имя «Экье» Раши говорит: «Я буду с ними в этой беде и Я буду с ними во всех будущих бедах». И продолжает Творец (Шмот 3:15): «Скажи сыновьям Израиля — Авая (самое сущностное Четырехбуквенное Имя Творца), Всесильный ваших отцов, послал меня к вам. Это Мое Имя навсегда. И это Моя память из поколения в поколение». Раши уточняет, что слово «навсегда» написано не так, как это бывает обычно («ле-олам»), поскольку там отсутствует буква «вав», и потому оно читается «ле-олем», и можно понять слова Творца иначе: «Мое Имя должно быть скрыто». Раши добавляет, что Имя читается не так, как оно пишется.
Написано «Авая» («Йуд»-«Кей»-«Вав» — «Кей»), а произносится «А-до-най». Тур («Орах Хаим» пар.5) объясняет значение этого имени: «Авая — Адон а-коль (“Г-спо — дин всего”) — Тот, Кто был, есть и будет». Адон а-коль — это А-до-най, Г-сподин всего, Царь сотворенного мира. Имя, которое мы произносим вместо имени Авая, означает, что есть две реальности: есть Царь и есть Его подданные, которые либо принимают Его власть, либо бунтуют против Него. Мы принимаем Его власть над собой и провозглашаем об этом в молитве: «Ашем — Царь, Ашем царствовал, Ашем будет царствовать».
Рабейну Ашер (Рош) пишет (комм. на трактат «Йома» гл.8) так: «Но само Имя Творца — Авая — имеет значение “Творящий реальность” — Тот, Кто является источником всех других Имен Всевышнего, ведь они только раскрывают Его проявление в мире, а это Имя является самой реальностью, в которой все существует».
Таким образом, Авая — Тот, Кто был, есть и будет — означает саму реальность. И эта реальность едина и, более того — она объединяет все в единое целое, без какого бы то ни было разделения. Так написано Имя Авая («Йуд»-«Кей»-«Вав»-«Кей»).
«Тот, Кто был, есть и будет», несомненно, говорит не о том, что Творец ограничен какими-то временными рамками. Но Он Тот, Кто задумал создать мир («ая» — «был») и сотворил его («ве-ове» — «и есть»), и обязательно реализует Свой замысел («ве-ийе» — «и будет»).
Мужи Великого собрания постановили в начале молитвы «Амида» произносить слова: «мехае а-метим» — «оживляющий мертвых». Что это означает? Если бы там было сказано: «…Тот, кто в будущем оживит мертвых», было бы понятно, что здесь заключен намек на оживление мертвых, которое произойдет в Конце Дней. Но сказано иначе: «оживляющий мертвых». Быть может, эти слова относятся к утреннему пробуждению от сна, поскольку сон назван «1/60 частью смерти»? Но ведь мы произносим эту молитву не только утром, но и днем, и вечером? Ответ заключен в благословении перед «Шма»: «Обновляющий постоянно, по Своей милости, каждый день все творение». И тогда становится понятно, что Творец мира каждое мгновение заново творит мир, как будто оживляя его из мертвых. И это заключено в этом великом Имени — Авая, Благословен Он. Буквальное значение Имени Авая — «Меа — ве»: Тот, Кто постоянно оживляет и творит мир. В наших святых книгах Творца называют «Жизнью жизни». И поэтому к Нему не имеет отношения система времен, в которой существует наш материальный мир — то, что мы называем прошлым, настоящим и будущим. В Нем прошлое и будущее соединяются в постоянном настоящем. Это Святое Имя означает саму реальность — реальность этого мгновения, которое существует только сейчас. И человеку необходимо осознать, что истинная реальность — это только настоящее мгновение, та жизненная сила, которая оживляет его в этот момент. Поэтому Талмуд осуждает человека, который думает о том, что он будет есть завтра. Раби Элиэзер а-Гадоль сказал («Сота» 48б): «Каждый, у кого есть хлеб в доме, а он беспокоится и говорит: “Что я буду есть завтра?” — из маловеров».
Но вернемся к вопросу, который задал Моше Творцу Мира: «Что я отвечу евреям? От какого Имени, от какого Твоего проявления Ты меня посылаешь?» И отвечает ему Творец: «От имени Авая (Милосердный)».
В недельной главе «Ваера» Творец говорит (Шмот 6:2-3): «Я— Авая. Я открывался праотцам под Именем “Э-ль Ша-дай”, но под моим истинным Именем — Авая — Я не открылся им». Вот как объясняет это место Раши: «Я обещал им от Имени Э-ль Ша-дай, но не реализовал Свое обещание. А Мое истинное Имя Авая — это реализация обещанного». Итак, при Исходе из Египта раскрывается истинное Имя Творца — Авая, Благословен Он.
Но почему это самое сущностное Имя Творца раскрывается именно через Десять казней, обрушившихся на Египет? И почему именно благодаря раскрытию этого святого Имени происходит рождение еврейского народа? И что означает имя «Э-ль Ша-дай», под которым Творец открывался нашим праотцам? Ведь наши праотцы — это основа мира, «колесница», посредством которой проявляется в этом мире Творец. Это Имя несет в себе двойное значение — «Э-ль» — это «источник, раскрывающий милость Творца». А Имя «Ша-дай» — означает проявление Творца, установившего границы сотворенному миру — Тот, кто сказал миру: «Дай!» («довольно»). Этим Именем Творца совершались все чудеса ради наших праотцов и происходило частичное изменение законов природы. Но И мя «Элоким», заключающее в себе все установленные законы природы мира, оставалось на месте. Тур (там же, «Орах Хаим» пар. 5) объясняет значение имени «Элоким»: «Могучий, обладающий всеми возможностями, Тот Кто является источником всех сил мира».
Но когда раскрылось в Египте это сущностное Имя Творца — Авая — и был полностью разрушен иллюзорный мир египтян, тогда и был разорван тот занавес, который скрывал Лик Хозяина мира. Мир, который был сотворен Творцом Десятью речениями, был полностбю скрыт в Египте, был перевернут с ног на голову. Вместо него люди построили свой собственный, искаженный мир, на вершине которого стоял верховный идол Египта — сам фараон, который утверждал: «Мне принадлежит река моя (Нил) и я сам себя создал» (Йехезкель 29:9). А под ним располагалась вся система идолов, которым служили и поклонялись египтяне.
Наш учитель рав Ицхак Зильбер говорил, что в Египте было 42 нома (штата) и в каждом из них был свой идол. Мы знаем из слов наших мудрецов, что злодеи стоят над своими идолами: фараон, пересказывая свой сон Йосефу, говорит: «Вот я стою над Нилом» (Берешит 41:17). Все, что они делали, было направлено исключительно на достижение своих личных интересов. Даже их идолы (или, по-другому, все силы скверны) лишь прислуживали им. Это означает, что эти злодеи служили самим себе, для того чтобы разрешить себе все. Как сказано (Йехезкель 23:20): «…чья плоть — плоть ослиная, и семяизвержение жеребцов — семяизвержение их». Мир, по их пониманию, был создан только для получения материальных удовольствий, а Египет, с фараоном во главе, управлял всем этим миром. Но у материального мира есть жесткие границы. И для расширения этих границ, для получения дополнительных удовольствий, египтяне использовали колдовство и заклинали демонов.
Для того, чтобы вернуть мир его истинному Хозяину, нужно было разрушить их царство лжи. И так же, как во время родов, чем ближе к рождению ребенка, тем чаще у женщины случаются схватки. Египет постепенно получал десять ударов — один за другим, и благодаря этому вышел на свет, родился еврейский народ.
Написано в Талмуде («Хулин» 89а): «Я дал величие фараону, а он сказал: “Кто Он — Авая?”» Во время первой встречи с фараоном Моше и Аарон говорят ему (Шмот 5:1-2): «Так сказал Г-сподь (Авая), Б-г Израиля: Отпусти народ Мой, и они совершат празднество Мне в пустыне. И сказал Паро (фараон): Кто (есть) Б-г (Авая), чтобы я послушал Его голоса, отпустил Израиль? Я не знаю Г-спода и Израиль тоже не отпущу». Имени Авая фараон не знает, но Имя Элоким — он знает хорошо. Вспомним, что говорит фараон, когда Йосеф разгадывает его сон (Берешит 41:38): «Найдем ли мы еще такого человека, в котором пребывает дух от Всесильного (“руах Элоким”)». Но после седьмой казни (града), фараон говорит уже по-другому (Шмот 9:27): «И послал фараон, и призвал Моше и Аарона, и сказал им: Согрешил я на сей раз, Г-сподь (Авая) праведен, я же и мой народ виновны». А после десятой казни — гибели первенцев — он уже просит (Шмот 12:31): «Поднимитесь, выйдите из среды моего народа и вы, и сыны Израиля, и идите, служите Г-споду (Авая), как вы говорили».
Сказано в Иерусалимском Талмуде («Санэдрин» 4.2), что Творец дал нам Тору, в которой заключены 49 «лиц» скверны и 49 «лиц» святости — 49 ступеней «тумы» (нечистоты) и 49 ступеней «таары» (чистоты). И тогда понятно, почему вначале сказано о скверне, а затем о святости, ведь святость проявляется в мире лишь преодолением скверны и победой над ней. Как сказал один иерусалимский мудрец: «Без войны нельзя завоевать и заслужить свет». Одно против другого сотворил Творец. (И только после завершения Шабата, этого подобия Грядущего Мира, мы можем с уверенностью произнести: «Разделяющий между святым и будничным, между светом и тьмой, между Израилем и народами мира».)
Объясняет рав Нисим Гаон («Эйрувин» 13б): «Для того, чтобы можно было правильно истолковать Тору, есть 49 “лиц” скверны и 49 “лиц” святости. Как сказано в Шир а-Ширим: “Ве-дигло алай — аава” (“И проявил Он ко мне Свою любовь”)». Раши пишет, что когда был построен Переносной Храм в пустыне (Мишкан), мы получили многие объяснения Торы. Царь Шломо раскрыл, что в слове «дигло», числовое значение которого именно 49, заключен намек на 49 «лиц» раскрытия Торы. А царь Давид в 12-м псалме говорит: «Имрот Авая, а-марот тео — рот, кесеф царуф, ба-алиль ла-арец мезукак шиватаим» («Речи Творца — Авая, речи святости, серебро очищенное открылось на земле, очищенное многократно»). Обьясняет Талмуд («Рош а-Шана» 21б): «Раби Абау приводит эту строку из псалма царя Давида: “…серебро очищенное… очищенное “шива — таим”. “Шиватаим” — очищенное семь раз семикратно, что равно 49. И в этом заключен намек на 49 “лиц” постижения Торы”». В продолжение Талмуд и приводит спор Рава и Шмуэля. Один из них говорит: «50 ворот понимания (“бины”) были сотворены в мире и все они были даны Моше, кроме одних, как сказано (Теилим 8:6) “Ве-тихасрэу меат ми-Элоким” (“И сделал его немного недостающим до Всесильного”)». Это намек на 50 ворот понимания, минус одни, т.е. на 49-й уровень постижения Торы.
Ритва в своем комментарии задает вопрос («Эйрувин» 13б): «Как можно понять слова Талмуда в споре между школой Шамая и школой Илеля: “И то, и другое слова Б-га Живого”? И об этом же спрашивают мудрецы Франции (“Тосафот рабейну Перец”): “Как это возможно, чтобы и то, и другое мнение были “словами Б-га Живого”? Ведь одни запрещают, а другие разрешают? И ответ, который они дают, таков: когда поднялся Моше Рабейну на гору Синай чтобы получить Тору, ему показали, что каждое слово Торы несет в себе 49 уровней, связанных с запретом и 49 уровней, связанных с разрешением. И об этом же спрашивает Моше у Творца мира: “Как это можно понять?”. И отвечает ему Творец: “Это передано мудрецам Израиля в каждом поколении — как правильно вынести решение: разрешить либо запретить””. И это верное объяснение этого мидраша. Однако, на самом деле, заключена в этом великая тайна». Так завершает свое объяснение Ритва.
Простой смысл слов Талмуда «одно против другого сотворил Творец» состоит в следующем: Тора, которая дана была нам, постигается через 49 «лиц» скверны и 49 «лиц» святости, и в ней одно находится против другого. Но, т.к. мы говорим про врата понимания — «бины» — то в этом, несомненно, заключена дополнительная глубина. Как обьясняет Раши, значение понятия «бина» — «леоци давар ми-тох давар» («вывести одно из другого»). И это, возможно, и есть та самая тайна, на которую намекает Ритва, что в самой скверне — «туме» — заключена искра святости — «таара», которую необходимо оттуда извлечь. Ведь после каждой казни в Египте евреи освобождались от очередного уровня скверны и поднимались на новый уровень святости, пока, в результате последней казни, со смертью первенцев не была уничтожена самая большая скверна Египта, которая заключалась в самой основе Египта, в их первенстве в мире, в той самой силе колдовства, разврата и скверны, которой весь он был наполнен. И поэтому в ночь, когда умирали первенцы в Египте, одновременно были уничтожены и все идолы египетских божеств.
А при Исходе из Египта родился тот народ, который сам Творец назвал: «Мой сын, первенец — Израиль». Тот народ, который будет нести на себе это особенное Имя Творца — Авая — и служить Ему. Ведь Имя раскрывается только через того, кто его произносит и кто к нему обращается. «Вы мои свидетели, а Я — Э-ль» — говорит Творец через пророка Йешаяу. Если вы Мои свидетели, тогда Я открываюсь как Б-г (Авая). А если нет вашего свидетельства, то это Мое Имя не может раскрыться в мире. Ведь нет царя без народа: если нет такого народа, то и Его царская власть не может проявиться в мире.
И только после того, как этот грабитель (Египет), получает десять ударов, возвращается мир, сотворенный десятью речениями Творца, на свое место — к своему Хозяину.
Рамбан в предисловии к комментарию на Книгу Берешит пишет, что вся Тора — это Имена Творца. И все Имена Творца — это лишь раскрытие самого сущностного Его имени — Авая. Шла а-Кадош добавляет, что имя Исраэль — это аббревиатура слов «Еш шишим рибо отийот ле-Тора» — «Есть шестьсот тысяч букв в Торе». Потому что весь народ Израиля и каждый человек из этого народа является «частью Торы». У каждого еврея есть своя буква или корона над буквой в Торе, и это означает, что у каждого из нас есть своя часть в раскрытии святого Имени Авая в мире.
И тогда мы можем постичь новое значение названия второй книги Торы — Шмот («Имена»). Это книга Имен Творца, которые раскрывают Его самое сущностное имя — Авая, благословен Он. И Оно (это Имя) также раскрывается через имена сыновей Яакова — тех, кто несет в себе корень раскрытия этого святого Имени.
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.