Из цикла «История еврейского народа», темы: Египет, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Мужи Великого Собрания
Из поколения в поколение
Еще во времена Зерубавеля и Йеошуа бен Йеоцедека духовные вожди еврейского народа занимались вопросами систематизации Устной Торы и внедрения ее в жизнь жителей Иудеи. В период Эзры и Нехемии эта работа возобновилась. Мудрецов, объяснявших и комментировавших законы Торы, называли Мужами Великого Собрания. В годы, последовавшие за периодом правления Нехемии, они стали учителями и просветителями, передававшими из поколения в поколение Устную Тору, которую Моше Рабейну получил на горе Синай вместе с Письменной Торой и которую он передал своему ученику Йеошуа бин Нуну. Тот, в свою очередь, передал ее мудрецам, от мудрецов она перешла к пророкам, а от пророков — к Мужам Великого Собрания. Выдащиеся лидеры, они приняли множество постановлений, направленных на духовное совершенствование еврейского народа, жизнь которого нужно было отвратить от чуждых влияний и крепко связать с заповедями Торы. Члены Великого Собрания установили распорядок молитв и точное их время, в частности, Шмонэ эсрэ — основную молитву всех трех дневных служб Они также упорядочили все книги Танаха, полученные ими от их предшественников — пророков.
Приверженность Торе
Мишна сохранила для нас высказывания Мужей Великого Собрания: «Не торопитесь судя, обучите множество учеников и делайте ограду Торе». Таким образом они предостерегали судей от поспешных суждений; судьи должны быть очень осторожны в своих решениях и принимать их только после тщательной проверки всех фактов. Каждый мудрец должен обучить как можно больше учеников, чтобы те распространяли Тору в народе Израиля. Рабаним должны также тщательно оберегать Тору и ее заповеди от непроизвольных нарушений, и тогда Всевышний будет надежно охранять Свой народ. Так, например, Тора запрещает любую созидательную работу в шабат; соответственно, мудрецы запретили также переносить с места на место рабочие инструменты, чтобы не нарушать субботний покой. Тора запрещает есть и хранить квасное (хамец) пополудни в канун Песаха. Мудрецы добавили еще два часа к запрету Торы с тем, чтобы оберечь евреев от возможных ошибок.
Египетское святилище
Период правления Мужей Великого Собрания продолжался до прихода греков, захвативших Персидское царство, которое более двухсот лет владело Эрец Исраэль. В это время еврейское население Египта жило преимущественно в городе Ев, недалеко от Ассуана. Это поселение образовалось, по-видимому, еще до разрушения Первого Храма.
Когда Камбиз, сын Кореша, завоевал Египет, в Еве уже проживали евреи. Камбиз не причинил им зла, потому что знал, что они были на стороне персидских властей. Местные евреи имели святилище с жертвенником, на котором они приносили жертвы Творцу. Они не знали, что запрещено приносить жертвы где бы то ни было, кроме Иерусалимского Храма. Возможно, они считали, что после разрушения Первого Храма подобное жертвоприношение не противоречит закону. Египетские жрецы ненавидели евреев и не упускали случая поиздеваться над ними. Когда персидский наместник на некоторое время покинул Египет, жрецы сожгли еврейское святилище. Местные евреи обратились к первосвященнику Храма в Иудее с просьбой помочь им, но тот ничего для них не сделал, может быть, потому, что не хотел, чтобы они снова приносили в своем святилище жертвы и, таким образом, нарушали Тору. Тогда египетские евреи обратились за помощью к лидеру самаритян Санбалату и к персидскому наместнику в Иудее и добились разрешения восстановить свое святилище. Неизвестно, достигли ли они своей цели, потому что вскоре после описываемых событий египтяне освободились от персидского владычества, и прошло свыше шестидесяти лет, прежде чем персидский царь Дарий снова завоевал Египет.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Читайте также: тема Еврейская история
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Воды Тихона
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элияу Левин
Сложно сменить образ жизни со светского на религиозный. Однако мудрецы подробно обсудили специфику перехода и дали широкий ряд рекомендаций.
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.