Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Иштадлут, Провидение, Матот, Масэй, Чудеса, Природа, Благодарность, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Связь с Творцом, Пустыня
Наша недельная глава Торы Матот-Масъэй повествует о странствиях сыновей Израиля по пустыне Синай. Рамбан приводит комментарий Рамбама (Маймонида) о цели подробного перечисления в Торе всех остановок сыновей Израиля в пустыне. А после того, как прошлой зимой ты показал мне все их на карте, его слова еще более прояснились для меня. И вот, передвижение сыновей Израиля по пустыне — сильнейшее основание для укрепления нашей веры, — если понимать значение остановок в соответствии с комментарием Рамбама. Более того, мы видим своими глазами, что в нашем народе до сих пор сохранилась память о местах этих стоянок, что является прямым и воспринимаемым чувствами доказательством истинности Исхода евреев из Египта. «И двинулись сыновья Израиля из Раамсеса…»[32] — это является видимым глазу свидетельством, что общеизвестно и не нуждается в доказательствах. Всевышний пожелал, чтобы и сейчас глазам всех людей были открыты остановки, названия которых раскрывают нам глубочайший смысл сорокалетнего пребывания народа Израиля в пустыне Синай. Я очень благодарен тебе за все, что ты мне прояснил. И нет сомнения, что Рамбам своими глазами видел места их передвижений, — ведь иначе он не мог бы написать: «Повествование о странствованиях в пустыне приводится для того, чтобы никто не стал утверждать, что еврейский народ шел по пустыне, которая изобиловала водой и была богата растительностью». Точность этой карты очевидна и развеивает все возможные сомнения в ее достоверности. И вот, Исход из Египта был и навсегда останется общеизвестным и неоспоримым фактом, но сорокалетнее шествие по пустыне, когда для потомков Яакова выпадал ман и их сопровождал колодец с чистейшей водой, могло забыться, поэтому Всевышний и повелел записать в Торе названия всех мест, где останавливались сыновья Израиля.
И вот, чудо с маном объясняет нам всю тщетность чрезмерных усилий в обретении материального благосостояния: «И измеряли “омэром”, и не было избытка у собравшего много, а у собравшего мало не было недостатка…»[33] Сегодня я поделюсь с тобой рассуждением о глупцах, пребывающих в заблуждении: «И скажешь ты в сердце своем: сила моя и мощь моей руки принесли мне это богатство»[34]. Разве можно так думать? Представь себе главу крупной компании, где работают десять тысяч сотрудников, и молодого человека, который прислуживает хозяину, подавая ему требуемые вещи. Разве мы можем подумать, что этот юноша руководит всем предприятием? Аналогично этому никто из людей не способен поддерживать свою физическую жизнь — он лишь кладет пищу в рот, а всю работу по обеспечению его жизнедеятельности осуществляют многочисленные органы тела, сотворенные благословенным Б-гом. Это они притягивают, удерживают и усваивают питательные вещества и насыщают ими кровь. И разве человек регулирует работу своих кровеносных сосудов, обеспечивающих его жизнеспособность? А сколько должна сделать почва и, несомненно, множество ангелов, чтобы вырастить плоды и довести их до состояния, подходящего для употребления людьми! И разве кто-нибудь из нас заботится о правильной и регулярной работе органов своего тела? Что же сам человек делает для поддержания своей жизни? — Он только подносит ложку ко рту! А если мы скажем, что способность управлять жизнью коренится в мышлении, то давайте задумаемся, Кто дарует человеку разум? Может быть, он приобрел его в магазине или способен компенсировать недостаток своего понимания? Разум дает нам Творец. Его нигде не найти и не купить ни за какие деньги. Человек получает его в дар, — кто много, кто мало, — каждый, согласно решению высшей мудрости. Так что никто не может сказать: «сила моя и мощь моей руки принесли мне все это богатство»[35].
А если некто говорит такое, это не иначе как безумие. Однако склонность к столь непростительному заблуждению заложена в природе человека, как сказано: «Не то ты будешь есть — и насытишься, и дома добротные построишь — и поселишься. И твой крупный и мелкий скот расплодится, и серебро и золото у тебя приумножатся… И вознесется сердце твое, и ты забудешь Г-спода, Б-га твоего, Который вывел тебя из Египта, из дома рабства…»[36] Значит, это порочное заблуждение — неотъемлемая часть естества человека. И чтобы ему противостоять, Тора требует: «Знай же сегодня и возложи на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на Небесах наверху и на земле внизу, нет другого»![37] Однако по своей природе человеку не свойственно спрашивать совет у разума, и он устремляется к бессмысленным поступкам. Поэтому его награда за размышление — спасение от безумия. И разве может быть что-то более важное?[38]
На этом я закончу, во-первых, потому что мне трудно писать, а во-вторых, поскольку дальнейшие рассуждения могут помешать спокойно и правильно обдумать предыдущие. Да сопутствуют тебе благословение и успех!
Сегодня — в канун святого шаббата главы Матот-Масъэй — я немного добавлю к этому письму здесь, в тенистой беседке, в роще. Каждый раз, приходя сюда, я вспоминаю тебя к добру и ощущаю признательность за то, что ты сделал. Как-то я задался вопросом: почему люди не испытывают благодарность к тому, кто совершил добро для кого-то другого? Конечно потому, что человек любит самого себя! Он доволен, когда приятно ему самому, но остается равнодушным, если помощь оказана другому. Отсюда — ясный вывод Мусара, насколько люди далеки от любви к ближнему!
Но если всеми своими чувствами человек ощутит, что все необходимое для его жизни он каждое мгновение получает от благословенного Б-га, то, не колеблясь, подчинит Ему свое тело, душу и состояние, стремясь исполнить Его волю, соблюдать Его Тору и заповеди и обрести милость в Его глазах! Таков был уровень поколения Пустыни.
Из слов Рамбама, благословенной памяти, следует, что он и разумом, и сердцем ощущал милосердие Б-га к Его творениям, и именно поэтому исследовал передвижения сыновей Израиля по пустыне. Нет различия между маном и пищей, произрастающей из земли кроме того, что ман спускался с Небес[39], дабы сыновья Израиля узнали: «и питал тебя маном, чего не знал ты и не знали твои отцы, дабы дать тебе понимание, что не хлебом одним жив человек, но и всем, что исходит из уст Г-спода будет жить человек»[40]. Это знание предназначено также и для нас; поэтому Рамбам и призывает постоянно воспринимать его своими чувствами, чтобы исполнить заповедь «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим»[41]. Ведь если человек любит кого-то, он будет стараться исполнить его желания, как сказали мудрецы Талмуда: «Благо тому, кто вырос в Торе… и доставляет удовольствие своему Творцу»[42].
Это же имел в виду царь Давид в 139-ой главе Теилим[43], где он говорит о простых и ясных, на первый взгляд, понятиях, стараясь приблизить их к нашему чувственному восприятию.
Да удостоимся мы этой великой способности, дарованной всем, как мужчинам, так и женщинам, если они посвятят достаточно времени размышлениям на эту тему. И да поможет нам Милосердный не лениться мыслить, и будет нам благо.
[32] Бемидбар 33:5.
[33] Шмот 16:18.
[34] Дварим 8:17.
[35] Дварим 8:17.
[36] Дварим 8:12-14.
[37] Дварим 4:39.
[38] «Соблюдая Тору, каждый может идти уверенно, будто он ступает по железному мосту, как сказано: “Когда идешь, вести будет тебя…” (Мишлей 6:22). Тора ведет человека прямым путем к успеху, охраняя его от всего, что может причинить ему вред, но не лишая ничего по-настоящему приятного и полезного. И только человек, скованный путами привычек и связанный по рукам и ногам своими представлениями о жизни, выработанными его прежним, поверхностным восприятием, живет с ложным мировоззрением, находит оправдание всем своим недостаткам и полагается на силу и мощь своей руки». (Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Исправление качеств»).
[39] См. гл. 1 этой книги.
[40] Дварим 8:3.
[41] Дварим 6:5.
[42] Брахот 17а.
[43] В этом восхвалении описывается сокровенная тайна связи между Всевышним и душой человека. — Примечание редактора.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»