Во время большого голода раби Йегуда аНаси распахнул двери своих амбаров и сказал:
— Пусть входят в мои закрома только те, кто изучает священные книги — Тору и Талмуд. Я накормлю их и буду поддерживать во время голода. А кто священных книг не знает, ничего от меня не получит.
Тут пробрался через толпу его ученик раби Йонатан бен Амрам, переодетый крестьянином, и предстал перед раби Йегудой, который не узнал его.
— Накорми меня, учитель, — взмолился он.
— Дорогой мой, ты Пятикнижие изучаешь? — спросил раби Йегуда аНаси.
— Нет, — ответил ученый, выглядевший простым земледельцем.
— А Талмуд?
— Нет.
— Тогда я не могу тебя накормить, — сказал раби Йегуда. — Я обещал поддерживать только тех, кто изучает священные книги.
— Дай мне хоть самую малость, — снова попросил Йонатан. — Не больше, чем собаке или птице.
Сжалившись над голодным, велел раби Йегуда аНаси своим работникам накормить его.
Когда Йонатан ушел, спохватился раби Йегуда, что нарушил свое слово. Но сын его, раби Шимон, заметил:
— Мне показалось, что этот крестьянин похож на твоего лучшего ученика — Йонатана бен Амрама, того самого, что дал зарок не пользоваться никакими благами за то, что изучает Тору. Он хочет знать ее ради нее самой, а не ради тех благ, что дает ее изучение.
Раби Йегуда аНаси проверил догадку сына, и оказалось, что тот был прав. Тогда раби Йегуда заявил:
— Отныне пусть в мои амбары входят все: и ученые, и простолюдины. Пусть берут мое зерно, и я буду всех кормить, пока оно не кончится.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»