Из цикла «Царица Суббота и ее подданные», темы: Йецер а-ра, Цель творения, Смысл жизни, Служение, Ангелы, Рассказы, Адам
Когда Всемогущий задумал создать Адама, первого человека, между ангелами вышел спор.
Б-г сел на Свой святой трон, ангелы собрались вокруг Него, и Он сказал: «Сотворим человека по нашему образу».
И обратились ангелы-хранители к Б-гу, да будет Он благословен:
— Всемогущий Б-г, Ты создал землю и небо, сушу и моря, растения и животных. Ты сотворил небесных слуг, чтоб служили Тебе по всей вселенной, исполняли бы волю Твою и славили Твое Святое Имя. Зачем создавать еще и человека во плоти?
Ангел-хранитель дня сказал так:
— Придет время, когда человек затмит ясный свет темными делами своими да грехами, и повсюду наступит тьма.
— Настанет время, — сказал ангел-хранитель ночи, — когда человек опозорит ночь. В ночи он будет творить свои преступления — грабить, воровать, злодействовать, калечить и убивать.
— Наступит час, — сказал ангел-хранитель солнца, — когда человек примет солнце за Б-га и начнет ему поклоняться, а Б-га истинного и замечать-то не будет.
— Придет время, — сказал ангел-хранитель луны, — когда человек и луне начнет служить, как Б-гу, позабыв истинного Владыку.
— В грядущие времена, — сказал ангел-хранитель огня, — человек будет разрушать прекрасный мир своими ссорами, распрями, ложью, клеветой, обманом, сплетнями и предательством — вот мир и разрушится, как от пожара.
— Настанет время, — сказал ангел-хранитель воды, — когда человек отравит воду, будет смывать ею грязь и бросать в нее нечистоты.
— Придет время, — сказал ангел-хранитель снега, — и человек замарает все белое, запятнает все чистое, замутит все прозрачное.
— В грядущие времена, — сказал ангел-хранитель ветра, — человек подчинит себе ветер, заставит его надувать паруса своих кораблей, вертеть крылья своих мельниц, делать за себя всякую работу.
— Наступит час, — сказал ангел-хранитель земли, — когда человек прикажет земле пойти к нему в услужение, выроет в ней ямы, канавы, траншеи и шахты, будет извлекать из нее золото и серебро, медь и железо. Он станет жадно хватать все, чем она богата, изрежет ее каналами, проложит в ней трубы, сгноит ее, зарывая в нее своих мертвых.
— Когда-нибудь человек истребит все леса, — сказал ангел-хранитель лесов. — Он вырубит их, чтобы строить и отапливать дома. Обдерет все деревья, и насекомые разбегутся, а птицы останутся без гнезд. Он возведет себе жилища, и печи закоптят воздух, а дым заслонит небо.
— Человек будет портить и уничтожать все, что зеленеет и цветет, — сказал ангел-хранитель растений. — Он будет мять траву и ломать кустарники, срезать нежные бутоны, не дав им распуститься, продавать цветы поштучно за жалкие гроши; понюхает цветок разок-другой и выбросит на помойку.
— Придет время, — сказал ангел-хранитель земной твари, — когда человек станет помыкать тварью на земле и птицами в небесах. Скотину будет убивать, сдирать с нее шкуру и продавать. Будет пить ее молоко, есть ее мясо — только бы набить свою утробу!
— В грядущие времена, — сказал ангел-хранитель мира среди людей, — человек будет вести губительные войны, истреблять народы огнем и мечом, употребит все свои познания, чтобы придумать страшное оружие, превратит все в руины и хаос, а вдовам и сиротам не будет числа.
— Настанет время, — сказал ангел-хранитель вина, — и человек превратит виноград в хмель и будет, опьянев, непристойно вести себя, забыв о служении Б-гу.
И тогда Б-г ответил:
— Видя в человеке только плохое, вы и судите его сурово. Я же в нем вижу еще и хорошее, а потому суд Мой милосерден. В грядущие времена, — продолжал Всемогущий, — человек будет вместе со Мной созидать. Он будет снова и снова переделывать мир, как это делал Я, и наступит такой день, когда он останется доволен трудами рук своих. Мне же от человека нужно только одно: чтоб, восхваляя Меня, сам совершенствовался и совершенствовал созданный Мною мир.
Человек будет пахать и сеять, собирать урожай и молоть зерно — от земли он будет кормиться.
Он будет стричь овец, выращивать лен и делать себе одежду, которая защитит его от холода.
Он будет печь и варить, жарить и солить и дойдет до вершин поварского искусства.
Он будет сажать плодовые деревья и наслаждаться тенью лиственных, разведет виноградники и чудесными винами будет веселить сердца людей и Б-га. Он разобьет фруктовые сады и овощные грядки — и земля преподнесет ему свои дары.
Он построит деревни и города, и людей на земле станет больше.
Он осушит моря и проведет в пустыни воду.
Он будет управлять волнами и проложит морские пути.
Он спустится на морское дно за жемчугом и другими сокровищами, которые радуют глаз и приумножают людские познания.
Он разгадает секреты вселенной и тайны Творения. Он высечет воду из скалы и огонь из кремня. Из земли он будет добывать себе топливо.
Слова свои разошлет он на крыльях ветра, и будет звучать его голос от края до края вселенной.
Он выпустит песню на волю и сочинит музыку, какой еще не слыхивали ни на небесах, ни на земле.
Он признает Мое владычество, восславит Единого Б-га и доброту земли, созданной Творцом.
Он будет исполнять Мои заповеди и совершать добрые дела.
Он будет следовать Моей Торе и приобщать к ней других.
Он будет стоять на страже справедливости, он накормит голодных, оденет нагих и даст приют бездомным.
Он будет ухаживать за больными, утешать страждущих, хоронить усопших; не даст в обиду ни вдов, ни сирот.
Он положит начало многим поколениям мудрецов, знатоков Торы и ее переписчиков. Их трудами разойдется она по всему миру, и ее все возлюбят.
Тогда приблизились ангелы к великому трону Б-га и сказали:
— Творец вселенной, хочешь создать человека — воля Твоя. Но если Ты создашь его по нашему подобию, чем же он будет от нас отличаться?
На это Б-г ответил:
— Человеку предстоит проделать долгий путь к совершенству, прежде чем он уподобится ангелу. Но как мы будем счастливы потом, когда, придя на землю, услышим из его уст мудрые слова Торы! Тогда ему еще не раз представится случай поучить вас, жителей небес. И тогда вы возрадуетесь и скажете: «Он превзошел нас в мудрости!» И Б-г создал человека.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»