Один богатый, но скупой человек не считал, что нужно помогать тем, кто беднее его. Однажды позвал его к себе раввин и спросил:
— Поможешь бедной семье? Этим людям не на что купить ни хлеб, ни лекарства.
— Нет, — ответил богач, — не хочу раздавать свое добро. Вышел раввин в другую комнату и вернулся оттуда с ручным зеркалом.
— Посмотри в зеркало и скажи, что ты в нем видишь, — сказал он.
Богач рассмеялся:
— То же самое, что увидел бы во всяком другом зеркале: свое отражение.
— А теперь, — сказал раввин, — посмотри в окно и скажи, что ты видишь на улице.
— Ничего особенного, — сказал богач, глядя в окно. — Улица как улица. Вон женщина спрашивает, как пройти куда-то. Ребенок играет в капитана, ведущего корабль. Люди сидят на скамейке и о чем-то беседуют. Старик переходит дорогу, опираясь на палку. И зачем тебе понадобилось, чтобы я смотрел на улицу? Ничего особенного там не происходит. Обычная жизнь.
— Вот-вот, — воскликнул раввин, — как раз это я и хотел тебе объяснить. Глядя в окно, человек видит жизнь, а глядя в зеркало — себя. Зеркало — всего лишь кусок стекла, такого же, как в окне. Но с обратной стороны оно покрыто серебром, которое заслоняет от тебя все на свете. Поэтому ты и видишь только себя. Так же и с твоим богатством. Оно, как серебро на зеркале, мешает тебе разглядеть, что происходит вокруг — на улице, в домах бедняков, в синагоге. Не смотри в зеркало своих богатств, смотри в оконное стекло — и ты увидишь настоящую жизнь.
Смущенно потупился богач, а раввин вышел из комнаты, оставив его наедине со своими мыслями.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»