Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Иштадлут, Провидение, Упование, Рав Хаим Бурштейн, Вера, Мусар, Качества Творца
«Уповающие на Г-спода обретут новые силы»[104]
Всевышний близок к каждому человеку, а в особенности к Своему избранному народу, и никогда его не оставит, поэтому «мы не устыдимся того, что на Тебя уповали»[105]. Ведь «Счастлив человек, который не забудет Тебя, обращающийся к Тебе никогда не споткнется, и никогда не будут опозорены все полагающиеся на Тебя»[106]. Из этих стихов Писания однозначно следует, что если человек не развивает в себе упование на Творца, он, упаси Б-г, будет постоянно претерпевать унижение. Но если мы будем всецело полагаться на Него, Он навечно станет для нас прибежищем и укрытием. Ведь как иначе жить человеку в этом сложном мире, сокровенных тайн которого он не в состоянии постичь? «Много помыслов в сердце человека, но замысел Г-спода — исполнится»[107].
Учение Мусар наделяет нас знанием о том, что все наши потребности удовлетворяются исключительно посредством чуда. Это дает человеку силы выстоять в испытании, дабы он не пришел к заблуждению: «сила моя и мощь моей руки принесли мне это богатство»[108]. Всевышний утаил от людей все сокровенные чудеса, которые Он постоянно для них творит, испытывая их разум и сердце.
Отсюда мы можем заключить, как мало пользы приносят действия, совершаемые в рамках законов природы, а поступки праведников предназначены исключительно для того, чтобы завуалировать зависимость человеческой жизни от Б-жественных чудес. Подавляющее большинство результатов, а в действительности — все они, достигаются только через чудеса. Люди Великого Собрания глубоко это постигли и потому включили в молитву слова: «И за Твои чудеса, которые во всякое время с нами»[109].
И вот, природе человека, заложенной в него с самого рождения, свойственно считать, что, упаси Б-г, на все — воля случая. Такое искаженное восприятие происходящего возможно лишь потому, что люди далеки от поиска причин и распознавания их следствий. Сказано в Торе: «И если же вы будете ходить со Мной, считая все случайностью,.. То и Я буду ходить с вами в сокрытии случайности и поражу вас всемеро за грехи ваши»[110]. Такое восприятие мира является не только результатом греха, но отражает природу человека, которому несвойственно глубоко задумываться над сутью Творения.
Несмотря на то, что Всевышний не виден глазу, Он проявляется в Своем могуществе и чудесах, как сказано: «Действительно, Ты — Б-г скрывающийся, Б-г Израиля, спасающий»[111]. Несмотря на то, что Ты пребываешь в сокрытии, Ты — Б-г Израиля, явивший нам множество чудес, и Ты спасаешь нас каждый час и во всякое время и таким образом раскрываешься перед людьми, и они узнают Тебя.
Поэтому не следует огорчаться, если кажется, что некто причинил тебе убыток. На самом деле его действия ни на что не могут повлиять, ведь сказано: «На Б-га полагаюсь, не устрашусь — что сделает мне человек?»[112] Нужно лишь предпринять все необходимое в соответствии с законами природы, исполняя волю благословенного Б-га.
Люди полагают, что обладают определенными возможностями, однако они окажутся совершенно беспомощными, если на то не будет воли Всевышнего. Мы уже несколько раз говорили, что порой человек полагает, будто он в силах нарушить волю Б-га, но в действительности он и этого сделать не может, а лишь наносит вред своей душе.
Перед нами раскрывается сокровенная тайна, суть которой в том, что на самом деле усилия людей иллюзорны и тщетны, и им лишь кажется, что их старания приводят к желаемым результатам, ибо так устроен мир — ослеплять глаза неразумных. Поэтому даже сама мысль о том, что действующему против воли Всевышнего может сопутствовать удача, ошибочна и недальновидна. А если кому-то покажется, что он добился желаемого своими деяниями, то это не более чем заблуждение. Ведь Творец в своем милосердии заботится о душе каждого: «Куда мне скрыться от духа Твоего, и куда мне бежать от лица Твоего?»[113]
Как иначе человек мог бы жить в мире «Действия», где явно прослеживается непосредственное Б-жественное Провидение: «Расстраивает знамения лгунов и лишает ума чародеев, мудрецов обращает вспять и ограничивает их постижение»[114]. Ведь порочность проникает в сердца самых мудрых, толкая их на неразумные поступки, противоречащие их собственным убеждениям.
В Теилим сказано: «Глас ликования и спасения в шатрах праведников, десница Г-спода совершает великое! Десница Г-спода возвышенна, десница Г-спода совершает великое!»[115] Почему эти слова повторяются дважды? Потому, что даже сейчас, когда Б-жественное присутствие не раскрывается среди нас, «десница Б-га совершает великое» — ведь она вознесена во всякое время! И в нашем поколении она «совершает великое», только этого не видно глазам творений. И если мы будем внимать слову Г-спода, нас ожидает благословение: «Если бы Мой народ послушал Меня, Израиль шел бы Моими путями, — вмиг поверг бы Я их врагов и на их притеснителей обратил бы руку Свою»[116].
[104] Йешаягу 40:31.
[105] Молитва «Шмоне Эсре» в будние дни.
[106] Молитва «Мусаф» в Рош Ашана.
[107] Мишлей 19:21.
[108] Дварим 8:17.
[109] Молитва «Шмоне Эсре».
[110] Ваикра 26:21-24. Раши разъясняет, что Всевышний наказывает «всемеро» соответственно семи ступеням духовного падения человека, приведенным в недельной главе Торы Бехукотай, предоставляя ему возможность раскаяния на каждом из семи этапов наказания, о которых говорится там же. — Примечание редактора.
[111] Йешаягу 45:15.
[112] Теилим 56:12.
[113] Теилим 139:7.
[114] Йешаягу 44:25.
[115] Теилим 118:15-16.
[116] Теилим 81:14-15.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию/p>
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.