Из цикла «Ховот аЛевавот», темы: Дурное начало, Гордыня, Самосовершенствование, Рабейну Бахие, Ховот аЛевавот, Лесть
В предыдущей главе мы уже говорили о том, что лесть, угодливость несовместимы с иудаизмом. Если человек полностью уповает на Господа, то и все его деяния посвящены только Всевышнему. Раболепие считается более тяжелым грехом, чем идолопоклонство, потому что, во-первых, льстец служит людям, восстающим против Господа. Во-вторых, язычник поклоняется одному кумиру, а льстец — многим. В-третьих, идолопоклонник не скрывает своей веры, и все знают, что его следует остерегаться, а льстец действует незаметно.
Тот, кто не знает законов Торы, исполняет заповеди формально, легко попадается в ловушки ангела-искусителя. Надо сказать, что и людей праведных ангел-искуситель сбивает с пути, постоянно внушая сомнения. Я покажу на примерах, как действует эта злая сила и как научиться ей противостоять.
Помни, что ангел-искуситель живет в твоей душе. Он — часть твоего внутреннего мира. Он знает о тебе все, а ты даже не подозреваешь о его существовании. Он бдительно следит за тобой, прикидывается твоим другом и пытается давать советы. Он соблазняет тебя и постепенно втирается в доверие, чтобы завладеть твоей душой и подчинить ее себе.
Рассказывают об одном мудреце, который встретил солдат, возвращавшихся с победой. «Поздравляю вас, — сказал он им, — но впереди еще более тяжелый бой». «С кем же?» — спросили воины. «С вашим ангелом-искусителем», — ответил праведник.
Побежденный бежит с поля боя или сдается. Но ангел-искуситель никогда не складывает оружия. Если ему не удастся соблазнить тебя в этот раз, он будет пытаться вновь и вновь. «Не верь в себя до конца дней своих», — говорили мудрецы. Поэтому никогда не успокаивайся и не давай противнику даже малейшей поблажки. Радуйся каждой победе над ним, пусть даже мелкой. Так он постепенно потеряет свою силу, и ты будешь властвовать над ним. Не бойся ангела-искусителя, даже если он кажется всесильным. И тогда ты увидишь его слабость и его падение.
Однако в его арсенале много соблазнов. Когда он устанет искушать тебя наслаждениями, то попытается воздействовать на твой разум. Он станет нашептывать тебе, что мир вечен, существовал всегда и не нуждается в Творце. А раз нет Господа, то и служить, кроме как самому себе, некому. (Не случайно заповедь о субботе имеет такое значение в иудаизме. Соблюдая субботу, человек свидетельствует о том, что мир сотворен Б-гом.)
Если ангел-искуситель увидит, что этим тебя не соблазнишь, он станет убеждать, что молиться Б-гу не обязательно, ибо Ему не нужны наши молитвы. Однако если ты подумаешь о великой бесконечной доброте Господа, то сомнения тебя оставят.
Когда ты достигнешь высокого духовного уровня, искуситель начнет сбивать тебя с праведного пути по-другому. «Ты уже стал цадиком, теперь тебе следует позаботиться о себе, — станет нашептывать злой дух. — Пора заслужить положение в обществе, а значит — понравиться уважаемым людям». Тут ангел-искуситель может даже привести слова мудрецов: «Кого люди любят, того и Б-г любит». Ответь же ему: «Какая мне польза от людей, таких же слабых, как и я?»
С другой стороны, не стоит пренебрегать уважением общества, конечно, не ценой лести. Один мудрец так завещал своему сыну: «Будь любим Господом, тогда и люди тебя полюбят». То есть если человек угоден Б-гу своими добрыми делами, то и люди его, безусловно, будут уважать. Но праведность и лесть — несовместимые понятия, поэтому берегись ангела-искусителя, который большой мастер искусства раболепия. Увидев, что ты не поддаешься, злой дух может изменить тактику. Он скажет: «Ты достиг уже такого уровня, что полностью подчинил чувства разуму. Ты стал нечувствителен к лести и можешь рассказать людям о своих достижениях. Они должны знать, как правильно служить Господу». Ответь же ему: «Я не считаю, что уже сделал все для Всевышнего. Кроме того, если я начну рассказывать о своих успехах, люди подумают, что я стараюсь ради славы, и не уважать меня станут, а презирать». Один праведник спросил как-то своего товарища равноценны ли для него позор и слава. Тот отвечал, что нет. «Значит, ты еще не достиг должного уровня духовности, — сказал мудрец. — Попытайся преодолеть этот барьер, и ты станешь в ряд с великими цадиками».
Когда и этот метод потерпит провал, злой дух совершенно изменит тактику. Он станет убеждать тебя удалиться от людей, чтобы полностью избежать похвал. Но так как это невозможно, скажет он, все надо делать в глубокой тайне. Пусть только Б-г знает о твоей праведности. И вообще, зачем бороться со злом, учить людей добру? Ведь иначе окружающие узнают, какой ты хороший человек, и станут тебе льстить. Следует не выделяться в обществе и делать то, что делают другие. Если ты согласишься с демоном, то постепенно растеряешь всю свою праведность и погрязнешь в грехе. Поэтому ответь искусителю: «Ты — враг мой, твоя единственная цель — сбить меня с истинного пути. Да, человек не должен выпячивать свои добродетели, но учить людей слову Божию, молиться с ними, бороться со злом втайне — бессмысленно. Все это делается во имя Господа. Б-г знает это, и даже если меня будут хвалить, лесть не затуманит мой разум».
Учили наши мудрецы, что если ты захочешь узнать, чисты ли твои побуждения, то задай себе два вопроса: какую награду ты хочешь за доброе дело и ради кого ты его делаешь? Если ты не требуешь ничего и уповаешь на Господа, то будь спокоен и тверд. Потом задай себе еще один вопрос: стал бы ты совершать хороший поступок, если бы о нем никто никогда не узнал? Если ты ответишь утвердительно, то ты чист перед Б-гом, если же ты сомневаешься, то продолжай работать над собой и бороться с ангелом-искусителем. Он всегда будет пытаться сбить тебя с толку, меняя приемы и тактику. «Все в руках Божьих, кроме страха перед Ним!»
Ничего не добившись лестью, злой дух постарается разбудить твою гордыню: «Ты подобен святым пророкам, ты — лучший из людей своего поколения. Ты очистил свою душу от скверны и должен указать людям на их недостатки. Пусть они покаятся и вернутся к Б-гу!» Ответь же искусителю: «Как могу я их порицать? Ведь они просто не ведают, что творят, не умеют заглянуть в свои души. Пророки выступали с порицаниями потому, что так им повелел Господь. И они глубоко знали тайны человеческой души и умели учить. Я не достоин этого. Может быть, внутри эти грешники гораздо лучше меня и Б-г простит их, а меня покарает за гордыню и высокомерие?» К себе нужно относиться более критично, чем к другим людям, как сказано: «Обуздай свое сердце, ибо много тягот оно может принести тебе в жизни».
Пусть будут помыслы твои чисты и дела твои угодны Б-гу! Соблюдай заповеди. Как ты поведешь себя с людьми, так же ты поведешь себя по отношению к Господу. Даже если ты делаешь немного, но ради Всевышнего, это лучше, чем совершать великие подвиги, но не во имя Б-га. Да поможет тебе Господь стать одним из тех, кто служит Ему всем сердцем и всей душой!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»