Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нельзя брать или давать в наем вещи, нанимать рабочих, даже если не говорят с ними в субботу о плате

73. XA3AЛ (мудрецы) установили ряд запретов, цель которых — отдалить от возможности нарушения запретов Торы, а также выделить субботу, оторвать ее полностью от будничных забот, нарушающих физический и душевный покой человека, и освятить этот день.

Из слов пророка Иешаяу (ישעיהו נ״ח, י״ג־י״ד) извлекают три принципа, которые надо соблюдать в субботу:

1. ״וכבדתו מעשיות דו־כיף״ — «и чти его (субботний день), не ходя своими (обыденными) путями».

2. ״ממצוא חפצף״ — «не занимаясь своими (обыденными) делами».

3. ״רבד ךבדו־״ — «и не ведя (обыденные) разговоры».

ХАЗАЛ называют это ״עובדין דחול״ — «будничные занятия» (запрещенные в субботу).

74. Принцип «не ходить своими (обыденными) путями» подразумевает, что походка человека в субботу должна отличаться от будничной. Нельзя в субботу идти широким шагом, как ходят в будни, торопясь по своим делам.

Детям разрешается бегать и прыгать, так как это доставляет им радость и удовольствие.

Запрещены «свои (обыденные) пути» — но разрешены пути мицвот (заповедей). Поэтому можно бежать, чтобы исполнить мицву, на молитву, на изучение Торы.

75. Второй принцип — «не заниматься своими (обыденными) делами» — подразумевает запрещение заниматься торговлей, и это касается как продавца, так и покупателя.

Нельзя брать или давать в наем вещи, нанимать рабочих, даже если не говорят с ними в субботу о плате и т.п.

Нельзя обходить в субботу свой сад, проверять магазины и другое имущество, если делается это с целью узнать, не требуется ли исправить или купить какие-либо вещи после субботы.

Нельзя приходить в субботу на место, где собираются с ее исходом совершить запрещенные в субботу действия, если ясно, что цель пришедшего именно такова. Например, подойти к автобусной остановке, чтобы уехать с исходом субботы, прийти на рабочее место, чтобы с исходом субботы приступить к работе и т.п.

76. В субботу также не проверяют счета и не производят подсчет, не читают профессиональную литературу, торговые объявления и т.п.

Нельзя продавать или покупать что-либо, даже если не собираются при этом платить. Поэтому нельзя дарить и принимать подарки в субботу, так как это является приобретением.

Не следует давать подарки в субботу мальчику, празднующему бар мицва, но можно дарить подарки в целях исполнения мицвы или для лучшего проведения субботы.

77. «Свои (обыденные) дела» запрещены, но разрешены угодные Б-гу поступки. Поэтому можно обещать дать цдаку и назвать ее сумму, всходя к чтению Торы в субботу (дают эту цдаку после субботы). Можно делать устно подсчет, связанный с мицвой.

78. «Не вести (обыденные) разговоры» — разговоры о том, что в субботу запрещено делать, например, говорить о поездке после субботы, о написании чего-либо, о покупке товаров и т.д.

79. Думать о своих будничных делах, не говоря вслух, разрешается. Однако, суббота должна являться для человека днем покоя и удовольствия, и поэтому лучше всего вообще не думать о ежедневных заботах, а представлять себе, будто все дела уже завершены.

Говорится в книге ״מכילתא״, глава ״יתרו״: «6 дней трудись, делай всю свою работу — а разве можно сделать всю работу за 6 дней? Однако, отдыхай в субботу таким образом, словно вся твоя работа уже закончена».

Чтобы не нарушать субботнее отдохновение, нельзя рассказывать в субботу что-либо огорчительное для слушающих. Хорошо посвятить день изучению Торы и как можно меньше говорить об обыденном. Особенно тот, кто на протяжении всей недели работает, должен постараться посвятить субботу изучению Торы.

80. Запрет совершать ״עובדין דחול״ — «будничные дела» — подразумевает также, что нельзя в субботу совершать что-либо, требующее значительных усилий, даже если и само действие не запрещено. Так, нельзя переносить тяжелый груз; нельзя собирать рассыпавшиеся по земле плоды в сумку или пакеты, но можно подбирать их понемногу, чтобы есть. Если эти плоды лежат в одном месте, можно положить их в корзину, но если они уже перемешались с землей, то разрешается брать их лишь по одному, для того, чтобы есть.

81. Нельзя сказать нееврею, чтобы он сделал для еврея в субботу или после нее что-либо запрещенное. Нельзя также сказать ему до субботы, чтобы он сделал это в субботу.


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

Уровень человека 20. Пути упования. Глава 2

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Кицур Шульхан Арух 104. Законы Холь аМоэд

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд

Уровень человека 6. Вехи человечества. Эпоха ешив

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.

Как поступает человек, отец которого не оставил ему в наследство денег?

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»