Из цикла «Кашрут в некашерном мире», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Элиэзер Вольф, Варка
Первый, второй и третий сосуды
В: Что означают термины "первый, второй и третий сосуд" (кли ришон, шени, шлиши)?
О: Первый сосуд (кли ришон) - это тот сосуд, который был нагрет непосредственно на огне. Если содержимое первого сосуда вылили в другой сосуд, последний будет вторым сосудом (кли шени). Если из второго сосуда содержимое перелили в следующий сосуд, этот последний будет третьим сосудом (кли шлиши).
Например, посуда, в которой грели молоко на огне, - первый сосуд. Если из кастрюли молоко налили в стакан, то стакан - это второй сосуд. Если же из кастрюли молоко перелили сначала в кувшин, а потом - в стакан, то стакан - это третий сосуд.
Когда из первого сосуда во второй, а затем - в третий переливают жидкость, стенки сосудов остужают эту жидкость, В случае же нежидкой пищи перекладывание не влият на ее температуру столь существенно.
Молочная ложка в мясной посуде
В: Молочной ложной помешали молоко в стоявшей на огне кастрюле, после чего ложку вымыли. Чуть позже ту же самую ложку по ошибке сунули в стоящую на огне мясную кастрюлю. Каков закон в этом случае?
О: Если между этими событиями прошло менее 24-х часов, то закон таков:
Если объем мясной еды в кастрюле не превышает в 60 раз объем той части ложки, которая была опущена в кастрюлю, мясная еда должна быть выкинута, так как она имеет вкус молока; этим мясом нельзя накормить даже бродячую собаку. Кастрюлю и ложку нужно кашеровать. Если объем мясной еды в кастрюле в 60 раз больше объема той части ложки, которая была опущена в кастрюлю, мясную еду и кастрюлю можно использовать, а молочную ложку нужно кашеровать.
Если между двумя событиями прошло более 24-х часов, мясную еду и кастрюлю можно использовать, а молочную ложку нужно кашеровать. Замечание: термин "горячий" обозначает, что это настолько горячо, что не терпит рука (более 45° по Цельсию).
Молочная ложка в мясной посуде
В: Молочной ложкой помешали горячее молоко в стакане, потом ее вымыли. Через некоторое время (менее 24-х часов) ее по ошибке сунули в стоящую на огне горячую кастрюлю с мясом. Каков закон в этом случае?
О: Мясо и кастрюлю можно использовать, а ложку нужно кашеровать. Этот ответ отличается от ответа на предыдущий вопрос, так как в предыдущем случае горячее молоко находилось в кастрюле, стоящей на огне, то есть в первом сосуде. В нашем же вопросе рассматривается ситуация, когда молоко находится во втором сосуде - в стакане, куда оно было налито из стоявшей на огне кастрюли.
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.