Из цикла «Уроки Знания», темы: Самопожертвование, Раби Акива, Шма Исраэль, Рав Хаим Бурштейн, Любовь к Б-гу, Рав Маариль Блох, Освящение Имени Всевышнего
Еще большее впечатление на нас должно произвести то, сколь безгранична обязанность служения благословенному Б-гу и какова должна быть любовь к Нему.
В Талмуде сказано:
«Раби Акиву выводили на казнь, когда наступило время чтения Шма. Его тело раздирали железными зубьями, а он читал “Шма”, принимая на себя царство Небес. Его ученики спросили: “Учитель наш! Настолько!” На что он ответил: “Всю мою жизнь я сокрушался, что не удостоился исполнить заповедь Торы: “Возлюби Б-га… всей твоей душой…”[23], значение которой: “Даже когда Он забирает твою душу…” Каждый день, произнося эти слова, я думал: когда же я удостоюсь их исполнить? Теперь же, когда мне выпал случай исполнить эту заповедь, неужели я этого не сделаю?” И он растягивал слово “один” в завершении “Шма” до тех пор, пока его душа не рассталась с телом»[24].
При поверхностном рассмотрении этого повествования Талмуда возникает впечатление, что ученики спросили раби Акиву, действительно ли человек обязан пожертвовать собой ради освящения Б-жественного имени, если это связано со столь ужасными страданиями. Однако было бы удивительно, если бы ученики раби Акивы в этом сомневались. Ведь заповедь освящения Б-жественного имени относится к любому еврею, и ради ее исполнения каждый обязан пожертвовать жизнью. Тора прямо говорит об этом: «И Я освящусь в среде сыновей Израиля»[25]. Как же ученики раби Акивы могли усомниться, хватит ли у их учителя сил исполнить заповедь, возложенную на каждого?! Кроме того, остается неясным, зачем наши мудрецы подчеркнули, что это было время чтения «Шма». Как чтение «Шма» связано с заповедью освящения имени Б-га?
По-видимому, Талмуд рассказывает об этих событиях для разъяснения Барайты, приведенной выше. Сказано в Барайте:
«Учил Раби Элиэзер: если Тора повелевает возлюбить Б-га “всей душой”, почему также сказано: “всем имуществом”? А если сказано: “всем имуществом”, зачем Тора говорит “всей душой”? Встречаются люди, которым их тело более дорого, чем деньги, — от них требуется возлюбить Б-га “всей душой”. Тем же, для кого деньги дороже тела, Тора повелевает возлюбить Б-га “всем имуществом”. А раби Акива объясняет, что заповедь “возлюби Б-га всей своей душой” означает: даже в тот момент, когда Он забирает твою душу»[26].
Непонятно, чем точка зрения раби Акивы отличается от мнения раби Элиэзера. Ведь раби Элиэзер тоже считает, что заповедовано возлюбить Б-га даже тогда, когда Он забирает твою душу?!
Для начала рассмотрим, чем различаются уровни служения и самопожертвования ради освящения Б-жественного имени. Более низкий уровень — это освящение имени Всевышнего в час испытания. Если еврей стоит перед выбором: нарушить заповедь или погибнуть, разумеется, каждый в народе Израиля, верящий в Б-га, не смалодушничает и освятит имя Всевышнего, предпочтя смерть нарушению заповеди.
Однако существуют и намного более высокие уровни любви к Б-гу. Их суть в том, что душа человека постоянно посвящена только служению Б-гу и любви к Нему, и все его мысли и чувства направлены к одной-единственной цели: освящению имени Б-га. Это желание должно проникнуть в самые потаенные глубины души человека, охватить всю его сущность так, чтобы в ней не оставалось места ни для какого другого желания, кроме служения благословенному Б-гу. И если у человека забирают душу, он должен не только быть готовым расстаться с жизнью ради освящения Б-жественного имени, но именно в этот момент возвышенно и с любовью посвятить себя служению Всевышнему. Все его намерения и поступки, как и прежде, должны быть посвящены только этой цели. Все уровни души человека призваны настолько прилепиться к Б-гу, чтобы ничто происходящее в нижнем мире не препятствовало ему, и в великой любви к Всевышнему душа не стремилась ни к чему материальному.
Путь, которым человек может прийти к этому высочайшему уровню, указывает Рамбам в предисловии к трактату Авот. Он комментирует наставление наших мудрецов: «И да будут все твои поступки во имя Небес»[27]:
«Человек обязан использовать все силы своей души только для одной цели: служения благословенному Б-гу. Он не должен совершать никакого большого или малого действия и не произносить ни слова, если только это не возвысит его и не послужит духовному подъему… В этом и состоит суть заповеди: “И возлюби Б-га, твоего Господа, всем твоим сердцем и всей твоей душой, и всем твоим имуществом”[28], то есть всеми уровнями твоей души. Каждый уровень души должен быть полон лишь любовью к Всевышнему»[29].
Только этот путь ведет к высшим формам служения.
Именно об этом уровне служения разошлись во мнениях раби Элиэзер и раби Акива. Раби Элиэзер полагает, что пока человек облачен в материальное тело, он не способен достичь состояния, на котором все телесное утрачивает значимость и более не оказывает влияния. А без этого невозможно служить Б-гу в полной любви в момент, когда Он забирает душу. Поэтому заповедь Торы возлюбить Б-га «всей душой» предполагает найти в себе силу и мужество пойти на смерть, если это необходимо для освящения имени Б-га. Но раби Акива обнаружил в своей душе большее величие. Он увидел, что возможно подняться столь высоко, чтобы не только пожертвовать своей жизнью ради освящения имени Б-га и любви к Нему, но и возлюбить Б-га в полном единении с Ним даже в тот самый миг, когда Он забирает душу. И готовность к этому Тора ждет от всего Израиля, повелевая каждому достичь такого уровня совершенства. Поэтому, согласно мнению раби Акивы, заповедь «Возлюби Б-га… всей твоей душой…» означает сохранить любовь к Нему даже в тот момент, когда Он забирает душу.
Теперь мы сможем понять суть вопроса, заданного учениками раби Акивы. Они, безусловно, знали мнение своего учителя, и когда увидели, как во время казни тело раби Акивы раздирают железными зубьями, захотели узнать: обязан ли человек и может ли он сохранить любовь к Б-гу даже в такой момент? Возможно ли, перенося столь ужасные физические страдания, настолько сохранить любовь к Б-гу, чтобы она не ослабла в сердце?
Мы знаем, что раби Акива смог достичь такого величия души только потому, что неустанно стремился к этому. Всю свою жизнь он развивал в себе безграничную любовь к Творцу. Только потому, что эта мысль стала для него привычной и постоянной, он нашел в себе силы исполнить заповедь освящения Б-жественного имени в совершенной любви к Б-гу. Поэтому раби Акива ответил своим ученикам такими словами: «Всю мою жизнь я сокрушался о том, что не удостоился исполнить эту заповедь Торы…» Каждый день раби Акива ожидал случая доказать, что эту заповедь возможно исполнить в совершенстве — неужели теперь, когда ему представилась такая возможность, он ею не воспользуется?
Поразительно, на какую высоту может подняться человек! Даже испытывая ужасные страдания, в миг смерти, его сердце не покидает любовь к Б-гу! И это оказалось возможным только потому, что и прежде его душа была преисполнена любви к Всевышнему и трепета перед Ним.
Не каждый может достичь такого высокого уровня; настолько мог возвыситься только раби Акива. Неслучайно он был одним из четырех мудрецов, вошедших в «Пардес» — Тайный Сад Б-жественного Знания — и единственным, кто вышел оттуда невредимым[30]. И как же мы можем представить себе уровень этой высочайшей ступени, если даже ученики раби Акивы, великие и возвышенные люди, не только не смогли ее достичь, но даже до конца понять?!
Нет необходимости разыскивать в источниках доказательства величия учеников раби Акивы. Из их вопроса «Учитель наш! Настолько?!» мы можем понять, как велико было их стремление к мудрости, сколь безгранично важным в их глазах было изучение Торы и служение Б-гу, как они почитали своего учителя, раби Акиву! Такое их отношение проистекало из осознания его величия и возвышенности его души. Ученики своими глазами видели гибель учителя, когда он переносил тяжкие и невыносимые страдания. Его тело раздирали железными зубьями, его святая душа покидала тело, и он оставлял их. Они плакали и сокрушались о своем учителе, но даже в тот момент стремились только к мудрости и постижению истины, и это стремление оказалось столь сильным, что превалировало над остальными чувствами. Все их внимание в этот момент было направлено исключительно на то, чтобы научиться у раби Акивы тому, что можно постичь только в такое мгновенье. Ведь через миг его не станет, а они еще не определили возможностей сил души человека и не осознали до какой степени следует исполнять закон освящения Б-жественного имени! Поэтому в душевном сосредоточении, необходимом для столь глубокого постижения, они спросили: «Учитель наш! Настолько?!» Можешь ли ты принять на себя Царство Небес, даже когда тебя предают такой мучительной смерти? Правомерность этого вопроса раби Акива подтвердил своим ответом. Наш духовный уровень не позволяет нам даже приблизиться к пониманию такого величия разума, спокойствия души, мощи и ясности мысли, какое раби Акива и его ученики проявили в столь страшные мгновенья.
Однако даже высочайшая ступень учеников раби Акивы не позволила им ощутить, что душа может быть столь возвышенна, чтобы провозглашать и прославлять единство Б-га и Царство Небес в момент ужасных страданий ее расставания с телом. Только раби Акива был столь вознесен, что смог по-настоящему исполнить: «целен будь с Б-гом, твоим Господом»[31], мысленно не расставаясь с Ним ни на миг и ни при каких условиях. Он достиг высшей ступени близости к Б-гу, и «его душа рассталась с телом на слове “один”». Поэтому Талмуд и говорит нам, что с Небес раздался глас: «Благо тебе, раби Акива, ибо твоя душа рассталась с телом на слове “один”!»
[23] Дварим 6:5.
[24] Брахот 61б.
[25] Ваикра 22:32.
[26] Брахот 61б.
[27] Авот 2:12.
[28] Дварим 6:5.
[29] Шмона Праким 5.
[30] Хагига 14б.
[31] Дварим 18:3.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»