Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Трапеза, Суббота, Зеев Гринвальд, Кидуш, Молитва
1. Молитвы субботнего дня открывает «Кабалат шабат», состоящая из глав «Теилим», поэмы ״לכה דודי״, которую сочинил рабби Шломо Алкавец из Цфата, и других молитв.
2. После того как сказали в конце поэмы «לכה דודי» слова «באי כלה» (или с того момента, когда начали ״מזמור שיר ליום השבת״), уже нельзя совершать запрещенные в субботу действия, даже если солнце еще не зашло и это является ״תוספת שבת״ — «добавлением к субботе» (см. выше глава 16-я, закон 18).
Как было сказано выше, женщинам нельзя совершать запрещенные в субботу действия с того момента, как они зажгли свечи.
Если большинство евреев (молящихся в одной синагоге, например) уже приняло запрещения субботы в качестве добавления к ней (תוספת שבת), то они распространяются и на то меньшинство, которое еще не приняло их, даже если солнце еще не зашло.
3. После «Кабалат шабат» произносят вечернюю молитву: читают «Шма Исраэль» с его благословениями, и вместо будничной молитвы шмоне эсре, читают субботнюю, состоящую из семи благословений.
4. Благословение ״השכיבנו״ в субботней вечерней молитве завершается словами
״הפורש סכת שלום עלינו ועל כל עמו ישיהאל ועל ירושלים״,
а не ״שומר עמו ישראל לעד״ как в будни. Тот, кто произнес будничный вариант брахи, и вспомнил об этом посредине или тотчас после окончания (״תוך כדי דיבור״), возвращается и говорит ״הפורש סכת שלום וכר״.
Как уже объяснялось, термин ״תוך כדי דיבור״ подразумевает под собой время, достаточное, чтобы сказать минимальную фразу из трех слов ״שלום עליך רבי״.
Если молящийся вспомнил об ошибке после того как прошло это время, ему не следует возвращаться и он продолжает молиться по установленному порядку.
5. Все субботние молитвы (вечерняя, утренняя, мусаф и минха) содержат по семь брахот. Три первые (восславления) и три последние (благодарения) — те же самые, что и в будничной шмоне эсре (см. выше глава 7-я), а между ними — срединная браха, в которой говорится о субботе и содержатся соответствующие этому святому дню просьбы. Текст этой брахи изменяется"в каждой из субботних молитв.
6. Если молящийся, ошибившись, продолжает молитву шмоне эсре, как в будни, т.е. после трех первых брахот говорит ״אתה חונן״, он должен закончить произносимую браху, а потом начать субботнюю, соответствующую данной молитве срединную браху, не возвращаясь к самому началу молитвы.
Как должен поступить тот, кто ошибся в молитве мусаф — будет разъяснено в главе 18-й, закон 14.
7. Закончив эту молитву из семи благословений, читают, стоя и вслух, отрывок из Торы בראשית ב׳, א׳־ג׳) ״ויכלו השמים והארץ וכו׳״). Желательно прочесть этот отрывок вместе со всеми молящимися, или хотя бы вдвоем.
После того как все молящиеся закончили ״ויכלו״, шлиах цибур произносит браху «наподобие семи» — ״מעין שבע״, в которой содержатся вкратце все семь благословений субботней молитвы. Это благословение говорят только при молитве в постоянном миньяне.
Нельзя разговаривать, когда произносят ״ויכלו וכוי״ и браху ״מעץ שבע״ («наподобие семи»).
8. Вернувшись домой после вечерней молитвы, прежде всего говорят нараспев ״שלום עליכם מלאכי השרת וכר״, а затем ״אשת חיל״ (главу ל״א из «Притчей царя Соломона»). Все это приведено в сидурах, там же есть и другие отрывки, которые можно добавить перед кидушем.
У многих принято благословлять в субботу вечером детей. Сыну говорят:״ישימף אליקים ?אפרים וכמנחה״ а дочери:״ישימף אלקים כשיךה רבקה רחל ולאה״
Затем произносят благословение коаним:
״יברכף ה׳ וישמרף. יאר ה׳ פניי אליף ויחנך. ישא ה׳ פניי אליף וישם לף שאם״
9. Сразу после этого произносят кидуш. Текст его приведен в сидуре.
10. Мицва Торы — освятить субботу словами кидуша, как сказано
(״ — ״זכור את יום השבת לקלעו״:(שמות כ׳, ח׳Помни субботний день, чтобы освятить его», то есть надо напомнить словами кидуша о его святости.
Мудрецы постановили говорить кидуш над вином.
Женщины обязаны соблюдать все мицвот субботы, в том числе и кидуш.
11. Стакан для вина, над которым говорят кидуш, должен содержать минимум «ревиит» вина (по Хазон Иш — 150 см3, а по мнению раввина Хаим Наэ — 86 см3); он должен быть целым, без изъяна. Его наполняют вином до краев (до кидуша нельзя отпивать от вина в стакане; если же кто-то отпил от него, надо дополнить вином из бутылки).
Перед тем как делать кидуш, стакан тщательно моют водой, внутри и снаружи.
12. Когда в субботней трапезе участвуют несколько человек, то хозяин дома или один из участников трапезы произносит кидуш громко, имея в виду, что делает это для всех присутствующих, и остальные слушают его внимательно и отвечают «амен» в конце благословений кидуша.
13. После этого говоривший кидуш, отпивает ״מלא לוגמיו״ — большую часть «ревиит» вина в стакане, то есть по крайней мере 75 см3 по Хазон Иш или 43 см3 по мнению раввина Хаим Наэ. Надо выпить это количество без перерыва. Если процесс питья был прерван на время большее, чем ״כדי אכילת פרס״, то надо прочесть кидуш заново.
Если вместо того, кто говорил кидуш, большая часть «ревиит» вина была выпита одним или несколькими из слушавших кидуш, то мицва кидуша считается исполненной при условии, что это количество вина было выпито за время ״תוך כדי אכילת פרס״ (см. таблицу в конце главы 15-й).
14. Стол покрывают скатертью, на нее кладут хлеб (халы), который сверху покрывают еще одной скатертью. Одна из причин того, что хлеб в субботу покрывают, заключается в следующем: ".лехем мишне» — две халы, которые кладут на субботний стол, являются напоминанием о манне (מן), которой удостоились евреи в пустыне, а она была окутана росой сверху и снизу.
15. Если нет вина, произносят кидуш на хлеб. При этом омывают руки перед кидушем, и вместо брахи ״בורא פרי הגפן״ говорят ״המוציא לחם מן האח״ (остальной текст кидуша не меняется). Произнося кидуш, кладут руки на хлеб до окончания молитвы.
16. Если кидуш был произнесен на вино, то браха ״בורא פרי הגפן״, сказанная в кидуше, относится также и к вину, которое будут пить во время трапезы, и нет надобности произносить на него отдельную браху.
После вина, выпитого в кидуше, не говорят браху; благословение после трапезы — биркат амазон — относится также и к нему.
17. Сразу после кидуша следует начать трапезу в том же месте, где он был произнесен. Если же трапеза была начата в другом месте, необходимо заново прочесть кидуш. Омывают руки, говорят браху ״על נטילת ידים״, вытирают их и совершают благословения ״המוציא״ на две халы, в память о манне, спускавшейся в пустыне с неба в пятницу в двойном количестве — на пятницу и на субботу.
18. Произнося ״המוציא״, держат обе халы в руках. У многих принято класть халы одна на другую во время брахи. После нее разрезают в вечерней трапезе нижнюю халу, которую кладут ближе, чем верхнюю, в соответствии с правилом, что не медлят с исполнением мицвот — ״אין מעבירים על המצות״, и поэтому нужно разрезать ближайшую халу.
Халы не надрезают, пока не произнесена браха המוציא, но принято отмечать на хале ножом место, с которого собираются отрезать. Нельзя разговаривать с начала омовения рук и пока не проглочен первый кусочек хлеба, как разъяснено выше, глава 11-я, закон 9.
19. Когда в трапезе участвуют несколько человек, то хозяин или кто-либо из присутствующих может громко благословить на хлеб браху המוציא для всех, и присутствующие отвечают на нее «амен». Никто из присутствующих не вправе начать есть хлеб раньше благословившего, за исключением того случая, когда перед каждым из сотрапезников находится по две халы.
Как отмечено выше, принято, чтобы один из присутствующих произносил браху для всех в соответствии со сказанным: «Во множестве народа — великолепие царя».
20. «Назови Субботу усладой»(״וקראת לשבת ענג״) — мицва услаждать субботу особенно вкусными яствами и напитками. В честь субботы приготовляют по возможности больше мяса, рыбы, вина и других блюд, которые доставляют особое удовольствие.
21. В биркат амазон добавляют молитву ״רצה והחליצנו״, как написано в сидуре. Как поступить в случае, если забыли сказать ״רצה והחליצנו״, указано в законе 9, глава 12-я. Если в трапезе участвовало трое или больше взрослых евреев, и перед биркат амазон произнесен совместно зимун, то желательно прочесть благословение после трапезы над стаканом с вином. Тот, кто говорит зимун, держит в руках во время биркат амазон бокал вина, и затем благословляет ״בורא פרי הגפן״ и выпивает вино — см. выше глава 12-я, закон 10.
Субботние трапезы вносят много ценного в формирование еврейской семьи, в укрепление ее духовного начала и в процесс приобщения детей к духовным ценностям. Во время субботней трапезы поют זמירות — «змирот» — песнопения в честь субботы, помещенные в сндуре; обсуждают недельную главу Торы (פרשת השבוע — «napашат ашавуа») и различные вопросы Торы, которые пробуждают любовь к ней и обогащают познание ее законов и преданий мудрецов. Таким образом, субботние трапезы могут превращаться в источник света для всех дней недели.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»