Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Выше было сказано, что в даат заложена концепция выбора, возможность взвесить и принять решение между двумя возможностями: на какую из них падет выбор. Даат Торы — это восприятие истинного решения. Абсолютная ясность. Суть даат Торы — указание и истинное решение относительно реальности.
«Царь приказывает и указывает народу, что делать, и чего не делать» (Маараль). Тора — это не только мудрость и понимание. Суть Торы — это указание, практический закон. Нельзя, правда, сказать, что смысл Торы — только в указании заповедей, поскольку в ней есть также и знание: «Тора не называется “заповеди”, поскольку так можно назвать приказ того, кто хочет, чтобы заповеди были выполнены, но ему не нужно, чтобы выполняющий их знал всю аргументацию приказа и его суть. Но мысли Всевышнего далеки от этого, Он желает, чтобы мы знали и понимали смыслы заповедей, и потому называет ее “Тора” от слова ораа — указание и обучение, так как она учит нас интеллектуальным и мудрым вещам, а также указывает человеку, что ему делать, понимать мудрость, заключенную в ее заповедях и выполнять их в соответствии с этим знанием. Поэтому слово “Тора” включает два смысла: обучение знаниям и указание действий, ибо без действия нет Торы» (Маараль).
Тора включает всю жизненную реальность: идеи и их реализацию в мире действия. Поскольку такова форма бытия, такова воля Всевышнего. Восприятие Торы только как мудрости внутренне противоречиво: «Каждый, кто говорит: У меня есть только Тора — даже Торы нет у него. В чем причина? Сказал рав Папа, сказано в Писании: “И учите их, и выполняйте их” — всякий, к кому относится выполнение, относится и изучение; а к кому не относится выполнение — не относится и изучение» (Йевамот 109).
«Даже Торы нет у него». Цель изучения Торы — понимание корней мироздания и имплементация этого понимания на жизненную реальность, даже на самые низменные места и вещи. Это соединение высших и нижних миров осуществляется силой разума (даат) мудреца Торы. Корень всей реальности находится в Торе («смотрел в Тору и творил мир»). Посредством Торы сущность всякого объекта в мире, всякого действия и мысли, получает свое определение и решение: запрещено оно или разрешено, является заповедью или дозволенным действием, кошерно или нет и т.п. «613 заповедей — это общие принципы, а детали заповедей бесконечны. Это представляется логичным, ведь поскольку заповеди божественны, и все они указывают на обязательность существования Б-га и на познание Его со стороны Его путей и действий, то, как нет предела постижения Его действий, так нет предела деталям заповедей. Это имел в виду царь Давид, сказав: “Всему совершенному я видел предел, но заповедь Твоя пространна безмерно” (Рабейну Бехае).
“Мудрецы Торы обладают духом святости. Через них передается традиция, и как они решают внизу, так соглашаются с ними наверху” (Виленский Гаон). “Ибо Всевышний дал Тору Израилю, чтобы они действовали в соответствии со своим пониманием написанного и переданного устно на Синае. И Всевышний больше не растолковывает и не принимает решение относительно законов Торы — ведь она не на небесах, и небеса изначально согласился с пониманием и толкованием мудрецов Торы. Правильное и истинное указание — то, что считает верным мудрец, трудившийся и старавшийся выяснить закон в Талмуде и трудах законоучителей по своим силам и в страхе перед Всевышним. И в нашем поколении мудрецы Торы также имеют право и обязаны указывать, поскольку их указание считается истинным законом” (р. Моше Файнштейн).
Решение мудреца производит глубинное соединение высших и нижних миров. Ведь “Тора не на небесах”, она осуществляется решениями разума, “даат Тора”. Ее ультимативная суть — пророчество мудрецов, знание святых, соединение идей и их имплементация на мир действия: “С тех пор, как был разрушен Храм, пророчество было отобрано у пророков , но не у мудрецов … Отобрано у пророков в видениях и образах, но пророчество мудрецов, осуществляемое через мудрость, не отобрано, и они познают истину духом святости внутри их” (Рамбан).
“…Тора называется так от слова ораа, руководство, и не называется мудростью… Поскольку она отличается от мудрости, ибо Тора указывает человеку дорогу, по которой он достигнет предельной возможной для человека цели— Грядушего мира, и этого не в силах сотворить никакая мудрость, ибо посредством Торы человек достигает Грядущего мира… И потому Тора называется именно так, от слова “руководство”, так как она указывает человеку последнюю цель, к которой ему должно прийти” (Маараль).
Полное соединение с истинной реальностью, с Грядущим миром, возможно только при ясном указании истины и при ее решающем влиянии на весь ход жизни: “Как свет защищает мир, так и Тора защищает мир”. И сказано: “Когда пойдешь, (Тора) будет руководить тебя — в этом мире; когда ляжешь (спать), будет охранять тебя — это смерть, и когда пробудишься, будет беседовать с тобою — в Грядущем мире”. Притча о человеке, который шел в полночь во тьме, и боялся колючек, ям, чертополоха, диких зверей и грабителей, и не знал, по какой дороге идет. Он случайно нашел огненный факел, спасся от диких зверей и грабителей, но все еще не знал, по какой дороге идет. Дошел до перекрестка — избавился от всех… Что такое перекресток? Мар Зутра сказал: Это мудрец Торы, у которого конечный вывод в каждой обсуждаемой теме согласован с алахой (практическим законом)». (Сота 21).
Это мудрец Торы, удостоившийся «знания Торы», полного соединения всех структур своей личности и всей реальности своей жизни с указаниями Торы. В этом своем совершенстве он «избавился от всех», поскольку на каждом жизненном перекрестке он знает истину духом святости внутри него, и его разум прилеплен к указаниям Торы. Это руководство объемлет всю реальность его жизни, разум, качества характера, действия и все бытие. Он указывает решающим мнением, по какой дороге следует идти, чтобы достигнуть Грядущего мира.
«Знать мудрость и наставление, понимать высказывания разумения» (Притчи 1:2). «Эти три понятия соответствуют трем типам разума в человеке: аналитический разум, мыслительный разум, практический разум. Аналитический разум размышляет о путях звезд, о Колеснице и т.п. Мыслительный разум — чтобы вести себя согласно качествам характера. А практический разум — в действии. Они соответствуют хуким (законам, не имеющим рационального объяснения), мишпатим (понятным человеческому разуму законам Торы), и заповедям. Хуким — на небе, мишпатим — на земле, а заповеди соединяют небо и землю, и они относятся к тайне неба, земли и соединяющего их человека…»
Заповеди соединяют небо и землю, духовное и материальное, и они соответствуют человеку, который соединяет небо и землю. Таковы и заповеди: их можно исполнить только на земле, используя материальные предметы: цицит, тфилин, заповеди и запреты, связанные с едой и т.п. Душа не в состоянии исполнять заповеди без тела. «Ибо свеча — заповедь, а Тора — свет», заповедь уподоблена свече, соединяющей материальное (сосуд, фитиль, масло) и духовное (огонь).
Цель руководства Торы — это заповеди, имплементация Торы на земле. Все материальные предметы, неживая природа, растения, животные и люди получают имя, содержание и сущность заповеди, запрета и разрешения, святого и будничного, обязательного или допустимого. Это полное соединение нижнего мира с высшим принимается человеком в его разуме — даат. Это его восприятие Торы как истины, накладывающей обязательства на форму жизненной реальности. Эта связь абстрактной системы идей и системы материальности есть глубина осознания разума Торы, максимальное постижение того, что Тора есть форма истинной реальности, обязывающая следовать ей.
Поэтому несовершеннолетние, которые определяются как не имеющие разума (даат), не обладают способностью воспринять и постичь информацию, которую они уразумели своей мудростью и пониманием (которые у них, возможно, есть, и даже больше чем у взрослых) в качестве обязывающей жизненной реальности. У них нет глубокого осознания того факта, что всякое изучение Торы накладывает практические обязанности: они свободны от заповедей. «Ибо качество даат, как известно, — воздействовать знанием на сердце… и так разум (даат) управляет человеком со стороны мудрости… вести себя в соответствии с ней, реализуя на практике. Поскольку все время, пока не пришел к практике, его разум не совершенен» (р. Цадок аКоэн).
Вышесказанные концепции и должны быть такими по самой своей сути. Тора, будучи корнем и целью творения, объемлет всю структуру человека и все его аспекты, указывая волю Всевышнего, устанавливая практический закон: как человеку идти к своей цели. Мы объяснили уже и объясним еще, что даат — это «центральная балка», проходящая и объемлющая всего человека, и он же — сила и воля, обладающая способностью соединить человека с истинной реальностью, или, упаси Б-г, наоборот.
Итог всего сказанного: место, где человек соединяется с Торой во всем объеме его формы, — это даат.
На основе этого мы сможем обсудить понятие даат Торы во всех частях структуры человека.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»