Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«И тогда после бины (понимания) человек придет к знанию (даат), когда он знает ясным познанием, подобно знанию воспринимаемого органами чувств или знанию врожденных, самоочевидных идей. И человеку, достигшему этого уровня, явится дух Б-га, чтобы дать ему познать знание святых, то есть истины о Б-жественных тайнах сотворения мира, Колесницы, тайны творения, управления и связи между мирами» (Мальбим).
Даат — «дух святости» (Раши). Восприятие, которое превращает мудрость и понимание (хохму и бину) в жизненную реальность, подобную врожденным идеям. Соединение системы абстрактных духовных идей к самой жизненной реальности во всех ее аспектах. Присоединение системы идей к самому человеку. Восприятие мудрости и понимания превращается в обязывающую жизненную реальность. Она обязывает исполнять ее указания. Обязывает всего человека во всех аспектах его качества и действия. Обязывает все мироздание. Поскольку она является формой истинной реальности.
Дух святости: ясное восприятие и постижение, почти на уровне органов чувств, подобно пророчеству. Это максимальное совершенство человека, присоединение сути его жизни к системе идей так, что постижения его разума превращаются в жизненную реальность. Дух святости — это высшее и возвышающее постижение, исходящее изнутри самого мудреца, понимающего вещи самостоятельно посредством своего знания и разума.
«И сказал рав Ами: Велико знание (даат), которое дано между двух Имен, как сказано: “Ибо Б-г знаний Г-сподь”».
«Сказал раби Элазар: Велико Святилище, которое дано между двух Имен, как сказано: “На месте, что жилищем Ты сделал Себе, Г-споди, в святилище, Владыка, что устроили руки Твои”».
«И сказал раби Элазар: Каждый человек, у которого есть знание, — как будто в его дни построен Храм: знание дано между двух Имен, и Святилище дано между двух Имен».
Известно, что осознание (даат) это высшее из трех качеств хохма, бина, даат. Раши определяет его как дух святости. Сказано, что знание и Святилище даны между двумя Именами, поскольку умение сочетать Имена есть само знание и дух святости. Это же сказано и о Бецалеле, строивший Святилище, умея «сочетать буквы, которыми сотворены небо и земля».
Два имени, которые стоят справа и слева от слов «знание» и «святилище», соответствуют качествам Рахамим (милосердие) и Гвура (мощь). А тот, кто «умеет сочетать их» — сочетает буквы, которыми сотворены небо и земля, милосердие и суд, как сказано: «В день, когда сотворил Г-сподь [указывает на милосердие] Б-г [указывает на суд] небо и землю» (Маарша).
Мы предлагаем читателю еще раз вернуться к эссе «Благословение», к главам, где разбирается вопрос «Благословение есть совершенство мироздания». Там объясняется суть Храма — соединение между высшими и нижними мирами. И в этом же заключается совершенство человека, который соединяет в себе духовные и материальные миры. «Толковал Бар Капара: Велики деяния праведников больше, чем создание неба и земли! Ведь о создании неба и земли написано: “И рука Моя основала землю, и десница Моя распростерла небеса” (одна рука), а о деяниях рук праведников написано: “На месте, что жилищем Ты сделал Себе, Г-споди, в святилище, Владыка, что устроили Твои руки” (две руки) (Ктубот 5)».
Нефеш аХаим спрашивает, почему Гемара приводит доказательство деяний праведников из устройства Храма? Дело в том, что праведники посредством своих деяний желанны перед Всевышним, и они сами являются Святилищем Всевышнего.
Сущность и цель человека — соединять высшие и нижние миры силой своего разума и знания (даат). Это — «знание святых», «дух святости». Как в Храме, который соединяет высшие и нижние миры и обладает способностью привлекать изобилие духовного и материального благословения в нижние миры, — таково же и свойство качества даат. «Сказал раби Элазар: каждый человек, у которого есть разум (даат), в конце концов, разбогатеет, как написано (Притчи 24): “Знанием комнаты наполнятся, всякое богатство дорогое и приятное”». Богатство во всех смыслах слова.
***
Об этом и говорили мудрецы, что понятие «нищий» всегда относится к нищему духом, бедному разумом. «На западе сказали: если это в нем — все в нем, если этого нет в нем — что в нем? Это приобрел — чего недостает? Этого не приобрел — что приобрел?»
Знание, разум (даат) — это основная форма человека. О ней сказано: «сделаем человека по образу нашему, по подобию нашему». Человек называется человеком по его разуму и знанию.
Рав Ашер Кушнир
Не поняла, где и в чём?
Неизвестные исполнители
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Авраам Куперман
Рав Ицхак Зильбер
Разбор текста самой известной ханукальной песни
Шауль Резник,
из цикла «Поём на иврите»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Исроэль Зельман
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»