Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Излишние восхваления не нужны для служения Творцу. Все их достоинство — только в их присоединении к молитве

 

«Все песни, сказанные в мире, сказаны в женском роде (т.е. слово шира женского рода). Беды продолжают приходить, а они (евреи) говорят песнь. Но в будущем не будет более бед, и тогда скажут шир — песнь в мужском роде» (Шмот раба).

Песнь в своем состоянии совершенства — это шир, и таковой она будет только в Грядущем. В тот день песня одна, без гимна, будет восхвалять Творца мира. Все то время, пока она поется вместе с гимном, она еще не достигла полноты своего раскрытия. В «тот день» — тогда мы «возблагодарим Тебя новой песней».

Шира — добавление буквы эй к шир

Добавление буквы эй обозначает песню, когда она поется в этом нижнем мире. Ведь этот мир сотворен буквой эй.

***

Этот вопрос подробно рассматривался в первой главе эссе «Молитва — жизнь во времени». Буква эй указывает к принимающего влияние, и поэтому формирует женский род. Она указывает на страдания, сопровождающие рождение всякого раскрытия. Ведь таков порядок сотворения этого мира: сначала тьма, а потом свет. Только из тьмы и бедствий, порождений времени, прорываются света раскрытия.

Осознание присутствия Всевышнего, напротив, на уровне шир относится к Грядущему миру, которого человеческие глаза не видели. А в материальном мире — «Сказал раби Ханина: Сказал Всевышний: Есть у тебя глаза, в них белое и черное. Но видишь ты не белым, а только черным» (Танхума). Ведь изначальная тьма — это возможность достичь раскрытия света. Но в Грядущем — «ибо своими глазами увидите возвращение Г-спода в Сион». Засверкает раскрытие белым сиянием, и из радости, не смешанной со страданием, и из совершенства блага, течению которого нет края и обновлению которого нет конца, воспоет Израиль новую песнь напротив лика Царя.

Если мы хотим подытожить одним словом все сказанное — шира есть соединяющее звено, процесс, который приводит зимра (гимн) к шир (песне).

***

«Любим Израиль перед Всевышним более чем ангелы служения. Ведь Израиль говорит свою песнь постоянно, а ангелы служения — только раз в неделю…» (Хулин 91). Это высказывание кажется странным: где мы видели такое служение Израиля — говорить песнь постоянно?! Есть и еще вопрос: «Откуда мы знаем, что Всевышний создал небеса для песни? Сказано: “Небеса рассказывают славу Б-га”». А откуда мы учим, что с того дня, как сотворил Всевышний землю, она говорит перед Ним песнь? Как сказано: «С крыла земли гимны мы слышали…» (Мидраш букв раби Акивы). Мидраш начал с песни земли, а закончил ее гимном. А мы ведь знаем, что это различные понятия!

На оба эти вопроса один ответ. Гимн (зимра), который Израиль поет здесь в нижнем мире, поднимаясь на небо, присоединяется к всеобъемлющему ходу мироздания и превращается в часть той общей песни, что прорывается из земли. Как объясняет р.Н.Леви в комментарии к сидуру Виленского Гаона: «Радость приходит от услащения судов, поскольку во всяком месте, где должно было быть наоборот, а превратилось в благо, из этого приходит радость. Так и левиты. Они были певцами, и они шли со стороны Гвуры… они пели от услащения судов, поскольку песнь приходит от воодушевления и восторга, когда качество суда переворачивается для нас в качество милосердия, и это возможно только от стороны Гвуры». Поразмыслите над этим хорошенько!

Мы объяснили (от имени Маараля в эссе «Благословение»), что излишние восхваления не нужны для служения Творцу. Все их достоинство — только в их присоединении к молитве. Такова и суть восхвалений Давида — это молитва. И таковым было его качество: «А я — молитва». В этом содержании и форме они были приняты в Израиле: народ Израиля молится Псалмами. Все его гимны — это выражение просьб приблизиться к Творцу из-за всех завес природы и сокрытий Лика. И величайшая благодарность за явление Лика Всевышнего. Песня Давида — это молитва, и ее действием было: привлечение изобилия благословения от источника благословений.

 


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.