Из цикла «Пути мира и добра», темы: Похороны, Траур, Уважение, Хесед, Ицхак Сильвер
1. Заповедь похоронить умершего — это одна из заповедей Торы, как сказано («Дварим», 21:23): «Не оставляй его на ночь, похорони в тот же день…». Если нет близких родственников, каждый еврей обязан сделать это сам, даже если он занимает высокий пост или уже в возрасте. Почему это называется хесед шел эмет — настоящим, бескорыстным актом доброты? Дело в том, что от умершего никто не ожидает получить какое-то вознаграждение за оказанную услугу.
2. Похоронить мертвого нужно обязательно до наступления темноты. Считается, что душа испытывает страдания, если тело не хоронят вовремя. Если есть особая причина, связанная с тем, чтобы оказать мертвому бóльшие почести, разрешается задержать процесс, например, если нужно привезти гроб, особую одежду для мертвого или дождаться родственников.
В Израиле за правильным порядком похорон следит хевра кадиша (букв. «Святое братство»), т.е. похоронное общество. В странах диаспоры еврейские похоронные общества существуют далеко не везде. Поэтому семье умершего, если она хочет похоронить его по правилам, приходится следить за всем самой.
Это произошло, когда раби Исраэль Салантер жил в городе Ковно. Умерла одна женщина. Она была очень бедна и не оставила никаких денег. Начались разговоры о том, кто обязан участвовать в расходах и похоронах. В похоронном братстве Слободки говорили, что этим должны заниматься люди Ковно. Те, в свою очередь, говорили, что в подобной ситуации ответственность лежит также и на слободчанах. В тот момент, когда люди громко спорили на эту тему, рав Салантер молился утреннюю молитву, он уже закончил «Шма» и собирался приступить к молитве «Амида» (обычно в этот момент запрещается прерываться). Услышав предмет спора, рав встал, снял тфилин и позвал своих учеников. Он обратился к ним, и все направились хоронить бедную женщину. «Ее некому хоронить, поэтому все остальные заповеди отодвигаются на второй план», — сказал раби своим ученикам.
3. Когда нужно участвовать в похоронах, прерывают изучение Торы. Если же для выполнения этой заповеди есть все необходимое (и есть достаточно людей), учебу можно не прерывать. Если же умер большой мудрец, все прерывают учебу и выходят проводить его в последний путь.
Не прерывают учебу в хейдере (начальной еврейской школе), даже когда хоронят одного из мудрецов Торы.
4. В маленьком городе, если нет Хевры кадиши (людей, работа которых — заниматься похоронами), все должны прервать работу, пока не будет сделано все необходимое для похорон. Если же такие люди есть, то работу прерывают только в то время, когда выносят мертвого.
14 декабря — 13 июня
5. Человек, который увидел похоронную процессию (и не прошел вместе с ней даже несколько шагов (по закону необходимо пройти приблизительно 2 метра), нарушил запрет «не пренебрегать бедняками». Заповедь проводить умершего направлена на то, чтобы уменьшить страдания, которые он испытывает, уходя их этого мира. В этот момент он действительно «бедняк» — у него нет ничего.
6. Нет обязанности провожать мертвого до кладбища (до могилы), но нужно проверить, что в конце процессии останется минимум десять человек. Они должны будут сказать кадиш[1] и специальные благословения.
Рав Йосеф Хаим Зонненфельд жил в Иерусалиме. Он всегда присоединялся к процессии, когда хоронили мудреца Торы. Он шел до Масличной горы и не уходил, пока не закроют могилу. В 1900 году накануне седьмого дня Песаха проходила похоронная процессия одного из мудрецов Торы. В то же время из Йерихо в Иерусалим направилось около тридцати тысяч мусульман (шествие «Наби Муса»). Евреи в этот момент уже подошли к Масличной горе. Когда они увидели такое количество мусульман, направляющихся в ту же сторону, то очень испугались и решили, что только самые молодые останутся с мертвым и быстро поднимут его на гору. Рав Зонненфельд не захотел возвращаться и отправился вместе с ними. Когда арабы уже были очень близко, он взобрался на ограду и подал знак шейху, чтобы тот остановился. На удивление шейх сразу остановился и подошел к раву Зоненфельду. Он сказал ему, что остановил всех из уважения к пожилому раввину. Рав поблагодарил шейха, и все поднялись на гору. После похорон пришлось ждать, пока освободится дорога, и пройдут все паломники. Вернуться домой они смогли только к вечеру, когда в синагогах уже началась праздничная вечерняя молитва. Это был последний день Песаха (вечер Йом-тов).
7. В наше время принято, что женщины тоже участвуют в похоронах, но необходимо предупредить их, что им нежелательно заходить на само кладбище.
8. В некоторых общинах принято, что дети не участвуют в похоронах своего отца, но участвуют в похоронах матери.
9. Очень важно рассказывать о мертвом и оплакивать его. Эта часть траурной церемонии называется эспéд. Для этого выбирают человека, который может пробудить в людях особые чувства, чтобы те начали оплакивать усопшего. При этом говорят о его достоинствах и хороших качествах, разрешено также немного приукрасить их. Однако нельзя сильно преувеличивать и, тем более, говорить о том, чего у него вообще не было. [Это может причинить страдание душе усопшего]
10. Эспед принято делать и по умершим женщинам, даже если при этом присутствуют мужчины и мудрецы Торы.
11. Если умер один из мудрецов Торы или его жена, эспед разрешено делать в синагоге или в доме учения.
12. По детям тоже говорят эспед. Если это ребенок из бедной семьи (или если его родители уже состарились), то начиная с пятилетнего возраста. Если из богатой семьи — с шести лет. Во время эспеда рассказывают о хороших поступках или качествах ребенка, но если он был слишком мал, и не знают, о чем говорить, рассказывают о его предках или родственниках.
15 декабря — 14 июня
13. Запрещено вырывать волосы или царапать себя, скорбя об усопшем, даже если его тело находится в другом месте. Но по одному из мнений, разрешается наносить удары рукой, даже до крови, если человек очень сожалеет о смерти большого мудреца и праведника.
14. За эспед обязаны заплатить наследники. Если перед смертью человек просил не делать ему эспед, следует выполнить его просьбу.
15. Нельзя приходить на кладбище или проходить на расстоянии четырех амот[2] (приблизительно 2 метра) рядом с могилой или телом усопшего, облаченным в цицит и тфилин или со свитком Торы в руках, даже если он свернут. Если нити цицит и тфилин скрыты под одеждой, это разрешается.
Запрещено молиться (те молитвы, которые являются обязательными) и читать Тору возле могилы или тела усопшего. Но то, что делается из уважения к умершему, например, читать о его открытиях в Торе (хидушей Тора), не запрещено.
16. Если есть перегородка, разрешается учиться и молиться даже в пределах четырех амот (2-х метров) от могилы. Но за пределами четырех амот никаких ограничений нет, даже если сам человек видит перед собой могилу.
17. В еврейском законе большое место уделяется уважительному отношению к телу умершего. Кроме того, даже после смерти (особенно в первые дни) душа человека остается связанной с его телом. Поэтому еврейская традиция запрещает посмертное вскрытие (кроме экстренных ситуаций, когда это может спасти жизнь других людей и т.п., в таких случаях необходимо посоветоваться с компетентным раввином). Следует отметить, что, в большинстве случаев, современная медицина не нуждается во вскрытии для установления причин смерти. Сегодня это часто делают для того, чтобы студенты и молодые врачи могли изучать анатомию человеческого тела и практиковаться.
18. По еврейскому закону единственным приемлемым способом захоронения является погребение в земле. Кремация и т.п. категорически запрещены, так как причиняют неимоверные страдания душе и телу умершего.
[1] Особая краткая молитва, прославляющая Творца и выражающая надежду, что Имя Его возвеличится во всем мире. Она читается многократно во время регулярных молитв и после изучения Торы, а также ее читают скорбящие, недавно потерявшие близких родственников.
[2] Ама — мера длины, локоть.
Читайте: тема Еврейские похороны и траур
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»