Из цикла «Пути мира и добра», темы: Ненависть, Грешник, Помощь, Ицхак Сильвер, Критика, Упрек, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
Ненависть проявляет себя не сразу. Она созревает в сердце человека и ждет своего часа. Человеку необходимо заметить изменения в своем сердце и вовремя остановиться. Накапливая отрицательные эмоции, можно навредить не только себе, но и окружающим, даже просто думая что-то нехорошее по отношению к ним. Поэтому Тора не просто советует отдалиться от ненависти, а вводит ее в категорию запрещенных вещей.
1. Написано в Торе («Ваикра», 19:17): «Не храни ненависти на брата в своем сердце, настоятельно упрекай своего ближнего, и не понесешь за него греха». Из этого учат, что, ненавидя ближнего, человек нарушает одну из заповедей Торы. Этот закон не ограничен временем и пространством. Распространяется как на мужчин, так и на женщин.
2. Тот, кто ненавидит своего товарища (или просто знакомого), может с легкостью прийти к нарушению других запретов: мстить, проклинать, сплетничать и обманывать. Если речь идет о судебном исполнителе, то, исполненный ненавистью, он может нарушить запрет «не ударить больше» (то есть приведет в исполнение наказание в большей мере, чем определено законом). Есть еще несколько заповедей, которые с легкостью обойдет человек, ненавидящий своего ближнего. Например, он может создать незаметное препятствие и тем самым нарушить запрет «не ставь препятствия перед слепым» или отвернуться в момент, когда нужно предупредить ближнего об опасности или о неизвестном тому запрете. Он также не всегда будет способен адекватно реагировать на поступки своего недруга и даже положительные поступки воспримет как что-то отрицательное.
Если ненависть приведет к раздору, будет нарушен запрет «не уподобляйся Кораху и его собранию». Если человек ненавидит мудреца Торы, отца или мать, своего раввина, старшего брата, коэна, сироту, вдову или гера, список нарушаемых им заповедей тоже резко увеличивается.
3. Ненависть может привести человека к состоянию, при котором скрытое желание увидеть падение своего недруга становится вполне естественным. Нельзя забывать, что ненависть — это не просто отрицательное качество. Ненависть разрушает внутренний мир человека. Если вы скрываете свою ненависть, внутри постепенно разгорается огонь, потушить который со временем будет очень тяжело. Либо он станет причиной конфликта, либо навсегда оставит тяжелый отпечаток в вашей душе.
4. Необходимо рассказывать об этом запрете детям и учить их, как справляться с собой, когда у них не складываются отношения с другими людьми. Со стороны родителей будет совсем неправильно поддерживать жалобы ребенка о другом человеке словами: «Да он просто сумасшедший!» и т.п., произнося это со злобным выражением лица.
***
Яровам уже долгое время не разговаривает со своим дядей ребом Хаимом. Причина в том, что реб Хаим, по его мнению, поступил несправедливо при оформлении документов о наследстве. Через несколько лет Яроваму пришлось послать своих детей в учебное заведение, которое находилось неподалеку от дома реба Хаима. Яровам предупредил своих детей о нежелательном соседстве и запретил им общаться с ребом Хаимом.
В данном случае дети не обязаны поддерживать конфликт. Наоборот, им следует снять напряжение, начать навещать дядю Хаима и отзываться на его приглашения. Заповедь уважать отца и мать не распространяется на случаи, когда при этом нарушается другой запрет Торы.
9 сентября — 9 марта
5. Запрещено ненавидеть ребенка, даже если тот нарушает заповеди Торы. Маленький ребенок до определенного возраста считается недостаточно развитым и уравновешенным, именно поэтому он не обязан соблюдать заповеди.
6. Нельзя хранить ненависть в сердце и на человека, который далек от правильного понимания Торы не по причине своего равнодушия или извращенности, а потому что все время занят работой или воспитывался в семье, далекой от еврейских традиций. В Торе написано «ахиха» (твой брат), то есть нельзя ненавидеть любого еврея, который называется твоим братом и ближним, но разрешается ненавидеть идолопоклонников.
7. Нарушение данного запрета связано не только с конкретными действиями. Молчаливая ненависть или отказ в помощи на почве скрытой или явной ненависти также считаются серьезным нарушением.
8. Есть мнение, что Тора запрещает только скрытую ненависть, так как в этом случае человек, которого ненавидят, не может принять меры предосторожности. Кроме того, когда людям известно о внутреннем настрое другого человека, вполне вероятно, что кто-то попытается исправить положение и успокоить его.
Даже преступнику и злодею, которого разрешается ненавидеть (как объясняется ниже), нельзя показывать свою доброжелательность, скрывая внутри недовольство и недоброжелательность, но необходимо обнаружить перед ним свою ненависть.
9. Запрет ненавидеть напрямую связан с заповедью увещевания «тохаха», как сказано: «Не храни ненависти на брата в своем сердце, настоятельно увещевай своего ближнего и не согрешишь из-за него». Объяснить и предупредить о запрете — это и есть суть «тохаха». Если кто-то причинил вам неприятности, следует попытаться поговорить с этим человеком и объяснить, что так делать нельзя. То есть «тохаха» помогает людям вовремя избавиться от отрицательных эмоций и глубоких обид, препятствуя спонтанному желанию закрыться и возненавидеть своего ближнего.
Однако нельзя стыдить человека на людях, поскольку сказано: «…и не согрешишь из-за него». Говоря с человеком, следует изо всех сил остерегаться, чтобы эти упреки не привели к раздору. Иногда лучше написать письмо или найти посредника — в зависимости от ситуации. В любом случае, стоит посоветоваться с раввином, прежде чем предпринимать какие-то действия.
10 сентября — 10 марта
10. Если согрешивший — очень ограниченный или даже умственно отсталый человек, и вы не хотите говорить с ним и объяснять, в чем его проблема, Тора не обязывает это делать. А в соответствии с «мерой хасидута» следует простить его и не держать зла.
11. Если у человека нет возможности поговорить с тем, кого он ненавидит, или он не хочет заставлять себя делать это (тем более, если он предполагает, что упреки не будут восприняты, поскольку этот человек уверен в своей правоте, упрям и т.п.), есть и другой выход: он может всем сердцем простить своего обидчика. Ведь заповедь «тохаха» призвана удалить ненависть, а если исчезла ненависть, то и обязанность «тохаха» тоже исчезает.
***
В Вильнюсе существовал фонд раби Моше Кремера, деда Виленского Гаона. Он предназначался для поддержки мудрецов, полностью посвятивших себя изучению Торы. В списках значилось и имя раби Элияу (Виленского Гаона). которому раз в неделю приносили сумму, способную покрыть расходы его семьи.
В какой-то момент посыльный с деньгами перестал появляться на пороге его дома. Он просто забирал все себе, надеясь, что раби Элияу не будет поднимать скандала и жаловаться на него. Конечно, это не могло пройти незаметно. В доме раби Элияу поселилась нужда, но когда жена заговаривала с ним об их тяжелом положении, он предлагал отводить детей к соседям (в качестве временного решения). «Они наверняка сжалятся над детьми и не дадут им умереть от голода», — все время повторял раби Элияу.
Прошло много времени, посыльный продолжал забирать все деньги себе. И все это время раби Элияу не говорил ему ни слова. Наконец, тот человек сильно заболел и перед смертью публично признался, как в течение многих лет обирал великого Гаона.
12. Если человек открыто сообщает о своей ненависти, этот запрет не нарушается — ведь в стихе сказано: «в своем сердце». Но, разумеется, такое поведение неприемлемо, поскольку противоречит двум основополагающим заповедям Торы: «Возлюби своего ближнего…» и «Не мсти…».
13. Если человек не здоровается со своими близкими из-за ненависти, он тоже нарушает запрет «не храни ненависти…», несмотря на то, что речь не идет о конкретном действии. Он просто ничего не сказал, и, тем не менее, это считается нарушением. Кроме того, этот человек нарушает повеление мудрецов приветствовать близких словом «Шалом!»
Тот, кто из-за ненависти не разговаривал со своим близким в течение трех дней, не может быть его судьей. Мы опасаемся, что он не будет справедлив к нему и вынесет неправильное решение. Также если он убил его непреднамеренно, убийцу не ссылают в город-убежище, поскольку считают это убийство преднамеренным.
Данный закон касается только людей, которые обычно встречаются каждый день. Если они обычно не встречаются каждый день или по другой причине не общались в течение трех дней, то на них данный закон не распространяется.
11 сентября — 11 марта
14. Если человек хранит в себе зло и ненависть, это может привести к нехорошим поступкам, например, к тому, что он будет радоваться бедам своих ближних, тем самым косвенно нарушая запрет «не храни ненависти…». Такой человек не должен навещать больного или скорбящего, если у него с ним плохие отношения.
15. Существует мнение, что, несмотря на ненависть одного человека (назовем его Шимоном) к другому (Реувену) и его близким, Реувену все равно запрещено в ответ ненавидеть Шимона. Он не обязан терпеть происходящее, может отдалиться от Шимона или переехать в другое место, но ему нельзя накапливать отрицательные эмоции и ненависть к нему.
Если же Реувен сможет перебороть себя и продолжать хорошо относиться к Шимону, в конечном итоге, это может привести к тому, что они помирятся.
***
В городок приехал один человек и начал говорить нехорошие вещи об Адморе[1] из Озерова (авторе «Беэр Моше»). Он рассказывал о его несостоятельности и настраивал против него прихожан и членов общины. Ученики не трогали смутьяна, но с нетерпением ждали, как на это отреагирует их учитель. Было три варианта. Адмор мог просто промолчать и не обратить на него внимания. Он мог обратиться к нему публично и отругать за скверное поведение, а мог и намекнуть, что тому здесь не место.
Но все произошло иначе. Удивлены были не только ученики, но и шумный гость. Перед началом молитвы Раби подошел к нему и с доброжелательной улыбкой предложил занять место ведущего молитву (кантора), что считается знаком особого уважения. Это резко изменило ход событий: незнакомец стал вести себя совсем по-другому. Впоследствии он стал одним из близких учеников Адмора.
16. Если кто-то все время обижает и преследует вас, открыто показывая свою ненависть и желание навредить и причинить ущерб, и даже после увещевания не сожалеет о содеянном, то в таком случае Тора не обязывает относиться к нему с любовью и не запрещает ненавидеть такого человека в той же степени. В данном случае нет разницы, по какой причине человек преследует вас, и как все это выглядит в его глазах.
17. Неправильно считать, что Тора разрешила проявления ненависти, когда речь идет о конкурентах или завистниках. Если вы завидуете чужим успехам, это не значит, что запрет «не храни ненависти…» аннулируется. Мы не раз сталкиваемся с тем, что конкуренты не испытывают друг к другу любви и уважения, но это не должно быть примером для всех остальных. Ведь мы должны понимать, что все наши успехи или неудачи — от Всевышнего, и человек не может присвоить себе ни капли из того, что предназначено для другого. Так что для зависти и, тем более, ненависти просто нет места.
18. В случае разногласий между подходом к жизни и мировоззрениями (что бывает между представителями различных течений иудаизма, различных партий и т.п.), разрешается избегать общения — поскольку люди делают это не из ненависти, а, наоборот, чтобы уважать друг друга (хотя бы на расстоянии) и не вызывать лишних ссор.
Если вам по какой-то причине неприятно находиться рядом с другим человеком (от него неприятно пахнет, или он не столь чистоплотен, как вы), нельзя относиться к нему с презрением и ненавистью, но при этом разрешается избегать встречи с ним, если вы можете сделать это незаметно.
(Каждый человек обязан очень следить за собой, чтобы не делать того, что вызывает отвращение у других людей).
19. В вышеуказанных случаях следует остерегаться, чтобы не нарушить заповедь «любить ближнего как самого себя», и нужно помогать таким людям точно так же, как любому другому. Тем более, нельзя обижать или смущать их. Следует помнить, что обидеть или огорчить человека — это более серьезное нарушение, чем нанести ему финансовый ущерб.
12 сентября — 12 марта
20. Разрешается отдалиться от человека, если это происходит не по причине ненависти. Например, вы не видите для себя пользы в общении, или из-за взаимного непонимания, или из-за плохих качеств характера (чтобы не страдать от них, и, тем более, не перенимать их).
Даже если нет никаких особых причин, а просто вам неприятно общество этого человека — вы не обязаны общаться с ним, но нужно следить, за тем чтобы не огорчать его и не ненавидеть.
(Даже в семье, например, в отношениях между женатыми детьми и их родителями и т.п., иногда возникают ситуации, когда полезно несколько отдалиться, чтобы сохранить уважение друг к другу. Но это нужно делать, хорошо обдумав все возможные варианты, и обязательно посоветовавшись со знающими раввинами.)
***
Хаим и Йеуда часто спорили между собой. Каждый пытался доказать, почему его подход или идея более верные или являются единственно правильным вариантом. В какой-то момент Хаим решил прекратить споры и начал избегать встречи со своим оппонентом. Но ему показалось, что это будет воспринято Йеудой как проявление скрытой ненависти, поэтому он отправился к своему учителю раби Симхе. Раввин выслушал его и сказал: «Если ты делаешь это, чтобы избежать конфликта или неприятных эмоций, не испытывая ненависти к собеседнику, никакого запрета в этом нет. Наоборот, в некоторых случаях это будет самым правильным решением, даже если речь идет о семье и очень близких людях».
Ненависть по отношению к злодеям
21. Не запрещено ненавидеть преступника и злодея, который, не обращая внимания на предупреждения, намеренно вредит себе и другим.
Если в еврейский суд (бейт-дин) пришли свидетели, видевшие нарушение, и эта информация становится открытой для всех, то теперь другим людям тоже не запрещено ненавидеть нарушителя.
Но, по мнению Рамбама[2], это правило относится только к тем случаям, когда свидетели предупредили нарушителя и пытались объяснить, что так делать нельзя. Но даже если все так и было, необходимо проверить, не раскаивается ли преступник в содеянном. Если он уже раскаялся, все обязаны продолжать считать его «ахиха» (близким, братом). И, соответственно, запрещено ненавидеть его.
По мнению «Сефер а-Хинух» запрет ненавидеть аннулируется, только если после многих предупреждений нарушитель продолжает следовать своим дурным привычкам.
22. Даже в случае, когда Тора разрешает относиться с ненавистью к злодею, ненависть должна быть направлена только на его плохие поступки, и не более того. Нельзя относиться ко всем его поступкам и к нему самому как к проявлению абсолютного зла.
В тех случаях, когда разрешается ненавидеть злого и подлого человека, нельзя настраивать других против него, рассказывать лашон а-ра (порочащую информацию) и, тем более, вредить ему. Исключением являются миним и кофрим, то есть люди, которые не принимают никаких основ веры и еврейской традиции и всячески пытаются искоренить любое проявления иудаизма. Те, кто пытаются переманить евреев к другой религии и ослабить их веру, относятся к категории людей, с которыми можно бороться любыми способами.
***
В городе Двинске жил еврей по фамилии Левин. Он владел небольшим заводом по изготовлению уксуса и был важным и уважаемым представителем еврейской общины. Молился он в синагоге раби Меира Симхи (автора книги «Ор самеах»), поэтому после его смерти дети пришли сюда, чтобы прочитать кадиш за душу покойного отца, а один из сыновей попросил разрешения вести молитву. На следующий день староста синагоги рассказал прихожанам, что до него дошел слух о том, что один из братьев курил в Субботу. Речь шла именно о том брате, который захотел вести молитву.
— Разве можем мы допустить, чтобы такой человек вел молитву?! — заявил староста синагоги.
Эта тема горячо обсуждалась среди прихожан, и, в конечном итоге, это стало известно и семье Левина. С тех пор нога сына больше не ступала на порог синагоги. Раби Меир Симха заметил его внезапное исчезновение и спросил, что произошло.
— Причиной тому слухи о курении в Субботу, — ответил староста, — он, наверняка, обиделся, услышав критику в свой адрес.
— Отправляйся к нему и скажи, что я хочу поговорить с ним.
Когда сын покойного вошел к раввину, тот начал успокаивать его, выказывая доверие и особое уважение.
— Сын мой, это все ложные слухи! Я совершенно не верю, что ты курил в Субботу. Не стоило тебе так резко реагировать на пустые разговоры легкомысленных людей. Продолжай молиться и читать кадиш по душе своего отца!
Своими словами Раби Меир Симха вернул его на правильный путь.
13 сентября — 13 марта
23. Написано в Торе («Шмот», 23:5): «Если увидишь, что осел твоего врага упал под своей ношей, разве оставишь его без помощи? Непременно помоги ему, и развьючьте осла вместе». Из этого стиха учат, что в случае, когда в помощи нуждаются два человека одновременно, в первую очередь нужно подойти к тому, кого ненавидишь. Тора вводит это правило для того, чтобы помочь человеку исправить свои качества. Данный закон распространяется на обычных евреев, к которым, как было сказано выше, запрещено испытывать чувство ненависти. В случае, когда речь идет о раше (преступнике, злодее), нет необходимости помогать ему в первую очередь.
24. Человек, который не оставил своих дурных привычек (например, продолжает есть некошерные продукты), но признается в своей слабости и не отрицает основ Торы, называется мумаром. Несмотря на то, что его не запрещено ненавидеть, он по-прежнему принадлежит еврейскому народу, и все обязанности, которые евреи должны выполнять по отношению друг к другу, относятся и к нему: т.е. ему обязаны помогать, выкупать его из плена, как и других евреев, и т.п..
Однако запрещено проявлять уважительное отношение к тем, кто намеренно вредит другим или специально разжигает ссоры, настраивая евреев друг против друга, и, тем более, — помогать им.
25. В книге «Хафец Хаим» приводятся условия, при соблюдении которых разрешается относиться с ненавистью к нарушителю:
а) вы сами являетесь очевидцем нарушения, или в ваших руках все факты подтверждающие, что человек сделал это намеренно, или речь идет о человеке, который известен всем — но не по слухам и сплетням! — как регулярный нарушитель законов Торы;
б) вы поразмыслили над тем, в действительности ли это действие запрещено Торой или это только устрожение;
в) нарушителя предупредили и объяснили, что так делать нельзя, но он не обратил на это никакого внимания;
г) вы проверили, не приведет ли это к тому, что этот человек будет наказан в большей степени, чем это предусмотрено законом Торы.
26. Несмотря на то, что есть заповедь ненавидеть преступника и злодея (речь идет об отношении, а не о конкретных действиях с нашей стороны) в некоторых случаях Тора не обязывает отдаляться от него:
а) если вы видите, что сможете повлиять на него к лучшему;
б) если он оказывает вам какие-либо услуги, и вы не хотите отказываться от них и расстроить ваши отношения.
27. Однако если речь идет о человеке, который полностью отрицает основы Торы, то не запрещено ненавидеть его и отдаляться от него. При этом вы не обязаны из-за этого терять свой заработок, но следует быть очень осторожным, чтобы не приближаться без необходимости к таким людям и не попасть под их неблаготворное влияние. Кроме того, запрещается льстить им или одобрять вслух их мнения, отрицающие основы Торы.
28. В наибольшей степени следует проявлять осторожность в собственном доме. Ненависть и другие отрицательные эмоции могут очень навредить как самим супругам, так и их детям. Известно, что плохие отношения между мужем и женой напрямую сказываются и на уровне соблюдения ими заповедей. Ненависть и скандалы приводят к тому, что любовь, которая согревала их в начале, угасает, и их совместная жизнь становиться невыносимой. Супруги начинают относиться друг к другу с презрением.
Дети, родившиеся в такой семье, не получат той необходимой основы и внутреннего стержня, благодаря которым закрепляются такие качества, как спокойствие, равновесие, доброжелательность и доверие. Все это будет серьезным препятствием на пути ребенка к духовному и Божественному.
Если жена ведет себя нескромно, и есть подозрение о ее связях с другим мужчиной, мужу не запрещается относиться к ней с ненавистью. Ему лучше отдалиться от нее и развестись. Если же все подозрения подтвердились, муж обязан развестись с такой женщиной.
14 сентября — 14 марта
Беспричинная ненависть
29. Тот, кто ненавидит ближнего без особой на то причины, может навлечь на себя много бед. Мудрецы говорили, что такая ненависть приравнивается к трем самым строгим запретам Торы (идолопоклонству, кровопролитию и прелюбодеянию). Именно из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу был разрушен Второй Храм.
В Талмуде написано, что ненависть и скандалы могут привести к тому, что у женщины случится выкидыш, или дети будут умирать в раннем возрасте.
30. Если вы заметили, что кто-то относится к вам с ненавистью, попытайтесь выяснить истинную причину. Попросите прощения и сделайте ему что-то приятное, чтобы загладить произошедший инцидент. Часто проще всего обратиться к помощи общих друзей, чтобы они помирили вас. Иногда необходимо обратиться к раввину или в бейт-дин (еврейский суд), чтобы рассудить вас.
31. Если не удается помириться, и человек продолжает ненавидеть вас, нужно принять это, как испытание Свыше, и попытаться найти свою ошибку. Как только вы воспримете этого человека как посланника Всевышнего, вам гораздо легче будет простить его.
Существует мнение, что нельзя относиться с ненавистью к этому человеку, несмотря на то, что он всем своим видом пробуждает в вас подобные эмоции.
32. Если вы нарушили запрет «не храни ненависти…», но ваш ближний не узнал об этом, нет нужды просить у него прощения и рассказывать, о чем вы думали или что собирались сделать. Это может только привести к конфликту. Однако это не освобождает вас от обязанности раскаяться в содеянном.
Несмотря на то, что мысли и побуждения человека часто неизвестны другим людям, их невозможно скрыть от Всевышнего. Нам даны заповеди, для исполнения которых мы должны научиться управлять своими мыслями и эмоциями. Говорили мудрецы: «Кто достоин называться настоящим героем? Тот, кто умеет сдержать себя и не следует за своими дурными побуждениями». Конечно, человеку очень тяжело работать над своим качествами, когда вся его жизнь полна стрессов и переживаний, лишений и тяжб. Тем не менее, мы обязаны уделять время внутренней работе, чтобы приблизиться ко Всевышнему и в совершенстве выполнять Его заповеди.
[1] От ивритской аббревиатуры אדמו"ר — אדוננו מורנו ורבנו, «наш господин, учитель и раввин» — так принято называть лидеров хасидских общин.
[2] Рабби Моше бен Маймон, великий законоучитель эпохи раннего средневековья, помимо фундаментального труда «Яд Хазака», в котором собраны и систематизированы практически все законы Торы, оставил богатое наследие. В том числе, комментарий к Мишне, многочисленные респонсы и письма и др..
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.