Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава «Бэхукотай» («Если по законам Моим будете поступать») говорит о судьбе еврейского народа на Земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, если они будут следовать Его законам, и предсказывает беды, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящено более половины главы.

О чем говорит глава Бэхукотай? Она начинается словами: «Если вы по уставам Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать будете, и исполнять будете их, то Я дам дожди Вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой. И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом…» (Ваикра 26:3, 5). Т. е. будет большой урожай и молотьба затянется до сбора винограда. А винограда будет много, и сбор его будет продолжаться до посева. «…и будете есть хлеб свой досыта…» (там же, 5). Что это значит? Человек ест немного, и ему идет впрок. И тогда он здоров. «…и будете жить спокойно на земле вашей. И водворю мир в стране…» Прекрасные обещания: Б-г говорит, что будет, если евреи пойдут по пути Торы. К сожалению, от этого спокойствия мы в настоящее время достаточно далеки…

«И пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят десять тысяч, и падут враги ваши пред вами под мечом» (там же, 8). Это лишь малая часть обнадеживающих предсказаний. А за ними следуют тяжелые предсказания: что будет, если евреи не будут соблюдать волю Б-га и выполнять все эти заповеди. Какие беды придут…

Что означают эти предсказания Торы? Мы же знаем, что в этом мире нет полного расчёта, полного воздаяния. Часть приходит в этом мире, а часть — в Будущем. Бывает, что праведник страдает в этом мире, бывает, что у преступника всё в этом мире идет хорошо. Понятно, что за каждую выполненную заповедь Б-г часто воздает добром и на этом свете тоже. Но стопроцентной гарантии, что всегда будет так и только так, у нас нет. Так что же хочет нам сказать здесь Тора?

Рамбан, комментируя эти стихи, пишет: это — общие благословения для всего народа, когда народ идет по пути Торы. То есть понятно: когда отдельный человек соблюдает заповеди, Всевышний часто воздает ему добром и в этом мире, но — «железных» гарантий нет. А вот с еврейским народом в целом дело обстоит иначе. Тора говорит, что евреи как народ находятся под особым наблюдением Б-га. И предсказания Торы в нашей главе обращены к еврейскому народу в целом, когда он живет в Земле Израиля.

Понятно, что речь идет о чудесах, это не естественный ход событий. В природе нет такого: мы выполняем заповеди Торы и благодаря этому дожди идут своевременно и враги не нападают, боятся нас и бегут сто от пяти… В законах природы нет и такого, что всё будет наоборот, если евреи станут нарушать заповеди. Природа тут ни при чём! Это чудеса — скрытые чудеса именно со всем еврейским народом. Рамбан говорит: это линия Б-га, так Он ведет Себя с нами.

Интересно, с момента вступления евреев в Землю Израиля это было видно. Максимально ярко это было видно в первый период до построения Храма, в эпоху Судей. Какова была жизнь евреев тогда? Когда они шли по пути Торы, всё было хорошо. Когда обращались к идолам — приходили какие-то захватчики: филистимляне, Амон, Моав. И захватывали Страну и угнетали евреев. В результате угнетения они осознавали, что деградировали, и обращались к Б-гу, оставляя идолов. Тогда Б-г посылал им спасителя — очередного судью, который начинал войну против угнетателей и сбрасывал их. Пока судья правил, народ шел по пути Торы, всё было нормально. Когда судья умирал, зачастую евреи опять шли за идолами, пока вновь не приходили захватчики. Так эти периоды чередовалось.

То есть это линия, которую Б-г «проводит» с еврейским народом. И особенно это чувствуется, когда еврейский народ живет в Земле Израиля. Это скрытые чудеса, которые становятся явными из-за своего постоянного повторения. Когда евреи идут по пути Торы, Б-г посылает удачу, а если нет — наоборот. Об этом говорит наша глава. Другими словами, Б-г передал судьбу еврейского народа в его собственные руки. Слышали такое выражение: «Возьмем судьбу в свои руки»? Это именно то, что Б-г от нас хочет: «Возьмите свою судьбу в свои руки. Знайте, что от вашего поведения, от того, идете вы по пути Торы или нет, зависит ваша судьба».

Интересно, в нашей главе написано: «пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят десять тысяч». Пять к ста — какая пропорция? Один к двадцати. А сто к десяти тысячам? Один к ста. Раши спрашивает: почему здесь другая пропорция? И отвечает: сила многих, идущих по пути Торы, — совсем иная, чем сила немногих, идущих по Торе. Тут, скорее, геометрическая прогрессия, чем арифметическая.

Есть интересный момент, прямо связанный с этим. Далее в главе, там, где приводятся тяжелые предсказания, сказано, что беды будут приходить постепенно. Если евреи отойдут от соблюдения Закона, произойдет то-то и то-то, а если они не остановятся, то произойдет еще и это. Написано (там же, 26:21): «Если же пойдете со мной случайно… », тогда придут беды.

Что значит «случайно»? Посмотрим комментарий Раши и комментарий Рамбама. Раши говорит: «случайно» означает, что для человека соблюдение заповедей — случайное явление. Как говорят, «еврей по настроению». Иногда читает Минху, а иногда нет, иногда накладывает тфилин. То есть у него соблюдение заповедей не постоянное, а случайное. И за это придут беды… Рамбам же объясняет смысл слова «случайно» совсем по-другому. Сказано: «Если же пойдете со Мной случайно…» А перед этим сказано (там же, 19, 20): «И сломлю гордыню могущества вашего, и сделаю небо ваше — как железо, и землю вашу — как медь… и деревья земли не дадут плодов своих». Рамбам говорит: если на еврейский народ, не дай Б-г, обрушивается несчастье, то надо знать, как подходить к этому несчастью. Что делать в такой момент? Надо понять, что ничего случайного в мире нет. И если что-то происходит, значит, у этого есть причина. Б-г это сделал не «просто так».

Когда случается беда, надо стараться проанализировать и понять, что такого мы сделали, почему Б-г нами недоволен. Проверять, искать и стараться исправить ошибки, тогда эти беды уйдут. А если отнесемся к этому как к случайности, тогда, говорит Тора, придут новые подобные «случайности»… И Рамбам пишет, что таким должно быть отношение еврейского народа к опасностям. Например, сейчас говорят о серьезных опасностях — о ядерном оружии в Иране, о нестабильном положении в Сирии, об арабском терроре и т. д. Скажут: это такая международная политическая ситуация. Это такой президент в Америке и т. д. Политические комментаторы найдут достаточно объяснений, почему всё происходит именно так. (Как известно, перед значимыми событиями политкомментаторы говорят: по всей вероятности, произойдет то-то и то-то. А когда потом происходит что-то совсем другое, они объясняют — очень аргументированно, — почему должно было произойти именно то, что произошло). От нашего отношения к событиям как к «случайным» — или побуждающим к исправлению зависит наше будущее.


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...