Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Царь, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Раскрытие Всевышнего, Единство еврейского народа
«И будет Г-сподь царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно» (Зехария 14). «Поскольку имя Всевышнего — одно, ведь написано: “и Имя Его одно”, и царство Его — одно, а единство и царство есть одно» (Маараль).
Ведь в этом суть царства (малхут): объединение всех управлений, составляющих «все чередования реальности и чередования сил», для одной цели: раскрытия славы Его царства. Это и есть раскрытие Его единства. «Ты уже слышал, что когда мы говорим о единстве, то подразумеваем отрицание всего, кроме него. И это качество — общее для всех неисчислимых проявлений Его совершенства. Ведь во всем, что относится к достоинствам и является одним из аспектов совершенства, необходимо понимать, что Он — единственный, кто по-настоящему обладает этим достоинством, что нет противоположности этому, и нет силы, способной сдержать проявление этого качества. Все это следует из общего определения единства Всевышнего» (Даат Твунот 40). То общее, что вырисовывается из всех путей управления и процессов мира, — это единство, что нет никого, кроме Него, и что никто не может препятствовать Ему, и что Его власть единолична. В этом и заключается Малхут, собирание всех метаморфоз реальности и сил к одной цели — раскрытию славы Его царства, показать, что Он — Царь в мироздании.
В этом смысл царя: формирование народа. Объединение всех индивидуумов в нации и ведение их к одной цели. Как пишет Рамбам о земном царе: «Поэтому приказал назначить нал нами царя, который соберет весь наш народ и будет вести нас» — так я слышал от рава Моше Шапиро, благословенна память праведника. Таков смысл стиха: «И был в Йешуруне царь, при собрании глав народа, вместе колена Израиля». «Когда они собираются вместе, как один союз, и между ними мир — Он их Царь, но не когда есть между ними споры» (Раши). Когда Израиль объединен, тогда Шехина покоится на Израиле (Виленский Гаон).
Вот как объясняет этот вопрос Рамхаль: «Ты должен знать, что Всесильный — один, и Его свет усиливается только на объекте, который объединяется. И вот, Израиль, хотя включает в себя множество индивидуумов, называется “один народ”. И они достойны того, чтобы усилился на них Его свет. Народы же, однако, множественны и полностью разделены, и не исправляются в единстве» (Маамар аХохма). Прибавим сюда приведенные выше слова Виленского Гаона, что Израиль воцаряет Всевышнего по своей воле, а по отношению к народам мира — Он властвует помимо их желания.
Поэтому сказали мудрецы: «Слушай, Израиль, Г-сподь — наш Б-г, Г-сподь един!» — это полное царство Небес». Принятие полного царства небес — это признание единства.
«Тебе, Г-споди, царство — это война с Амалеком». «Поскольку когда потомство Эсава в мире — существует противодействие Израилю, и как будто его потомство — это дуализм, что есть в мире». (Маараль). Все то время, пока в мире присутствует корень зла, он представляет собой противодействие раскрытию единства Творца. «В таком состоянии, невозможно, чтобы слава Всевышнего раскрылась и находилась в мире в совершенстве, ибо Его Имя в совершенстве — одно».
В Рош аШана, в день воцарения, мы молимся о раскрытие славы Царства Творца. Мы просим: «И сделаются все одной связкой, выполнять Твою волю с полным сердцем». Рамхаль объясняет: «Ты должен знать, что Всесильный — один, и Его свет усиливается только на объекте, который стремится к единству. И вот, Израиль, хотя включает в себя множество индивидуумов, называется “один народ”. И они достойны того, чтобы усилился на них Его свет. Народы же, однако, множественны и полностью разделены, и не исправляются в единстве, и находятся на предельном отдалении от исправления (исправления под названием “полное раскрытие Царства Творца в мире). Для них возможно только одно исправление: подчиниться Израилю. И тогда, хотя со стороны самих себя они пребывают в множественности, со стороны Израиля они вновь свяжутся и вернутся к категории единства. И тогда они тоже будут достойны получить отсвет от света единства. Это и значит “сделаются все одной связкой” — подобно многим ветвям или тканям, которые делаются одним, будучи связанным в связку” (Маарам аХохма). А далее мы молимся: “Когда Ты сотрешь злодейскую власть с лица земли”: “И главное — убрать Амалека из мира, ибо была клятва, что Имя и Трон Его не совершенны, пока не стерта память о нем (об Амалеке). Это и есть: “Когда Ты сотрешь злодейскую власть с лица земли” (там же)”.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»