Из цикла «Нежданные встречи», темы: Современность и Тора, Мировоззрение, Смерть, Забота о здоровье, Жизнь, Долголетие, Шестидневная война, Рав Арье Каплан
Мы стоим на пороге невероятных научных открытий. Похоже, что человек становится властелином жизни и смерти. Вспомните о чудесах медицины, научившейся пересаживать здоровые органы смертельно раненных людей тем, кто был обречен умирать от неизлечимых болезней. В Стэн-фордском университете биохимикам удалось синтезировать активный вирус, что может привести и к созданию самой жизни.
Это совершенно фантастические идеи; однако не стоит ли нам немного порассуждать об их моральном, религиозном и пророческом значении?
Возьмем, к примеру, Шестидневную войну в Израиле. С обычной, практической точки зрения, это был второстепенный, незначительный военный конфликт. С теологической же точки зрения это было величайшее всемирное потрясение, ибо впервые за 2000 лет Иерусалим был возвращен евреям. Этот простой факт ведет нас к далеко идущим заключениям.
До лета 1967 года многие пророчества в Библии, Талмуде и Мидраше о наступлении Мессианской эры выглядели туманными обещаниями, относящимися к далекому будущему и не имеющими прямого отношения к нашей жизни. Мы жили в эру обетования. Однако в то лето эра обетования завершилась, и началась эра исполнения. Первым из сбывшихся пророчеств стало возвращение Иерусалима еврейскому народу. Теперь мы можем ожидать исполнения остальных .
Одним из важных пророчеств о Мессианской эре является победа над смертью. Смерть будет повержена, или, как говорит Писание, «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Г-сподь Б-г слезы со всех лиц» (Исаия, 25:8). Еще сто лет назад над такими пророчествами насмехались, считая их несбыточными и нелепыми. Сегодня люди уже не смеются, читая заголовки газет.
Первые шаги на пути к бессмертию уже сделаны. Мы научились пересаживать сердце, почки, печень. Разработана техника прочистки забитых артерий. Протезирование достигло такого уровня, что искусственные сердца и почки возвращают людям жизнь. Врачи буквально дарят новую жизнь больным, которые прежде считались безнадежными. При этом следует помнить, что большинству этих изобретений всего лишь несколько лет. В этой области мы находимся еще на первобытном уровне, в лучшем случае — на стадии средневековья. Можно только гадать, какие еще возможности откроются через каких-нибудь десять — двадцать лет.
Одна из возможностей, которая будоражит воображение, но уже серьезно обсуждается сегодня, связана с пересадкой мозга. На животных подобный опыт оказался успешным. Пересадка мозга может привести к весьма любопытному виду бессмертия: как бы ни пострадало тело, если мозг невредим, его можно будет пересадить в здоровое тело, и тот, кому он принадлежал, будет жить. Мозг восьми десяти летнего человека можно пересадить в двадцатилетнее тело, подарив старику еще 60 лет жизни.
Единственная проблема, связанная с пересадкой мозга, заключается в том, чтобы найти донора. Я полагаю, что многие люди не пожелают пожертвовать своим телом ради сколь угодно великой цели. Но сама собою возникает другая возможность. Человек может отдать собственное тело самому себе.
Как уже сказано, биохимики сумели синтезировать активный вирус. Еще несколько шагов в этом направлении — и ученым удастся воспроизвести живую клетку. Каждая клетка тела содержит в себе полную схему всего организма. Эта информация помещена в генах, хромосомах и молекулах ДНК. С прогрессом в этой области может стать возможным, взяв одну клетку состарившегося или поврежденного тела, воспроизвести по ней целиком здоровое, молодое тело. (Поистине поразительно, что такой процесс подробно описан в Мидраше почти 2000 лет назад!) А мозг человека может быть пересажен в это новое тело, которое сам же человек и предоставил.
Заглядывая еще дальше в будущее, можно ожидать, что ученые разработают препараты, способные останавливать или даже обращать вспять процесс старения. Чем больше мы узнаем о том, что такое жизнь, тем в большей степени мы сможем контролировать этот процесс. В конце концов, старение есть ничто иное, как химическая реакция, а многие химические реакции можно остановить или сделать обратимыми .
Представьте себе мир, населенный бессмертными людьми — мир, в котором нет смерти. Это общество будет отличаться от нашего в той же степени, в какой наша цивилизация отличается от мира пещерного человека. А ведь от этого будущего нас отделяют, быть может, какие-нибудь 20-30 лет!
Бессмертие поможет человеку полнее реализовать себя в жизни. Допустим, в шестидесятилетием возрасте вы захотели стать врачом. Сегодня такая мечта несбыточна, она всего лишь мечта — у вас попросту не остается времени для такого эксперимента. Ну, а если вы бессмертны?..
Возможна ли война в мире без смерти? Часто говорят, что старики затевают войны, а молодые в них погибают. Старик прожил свою жизнь, она у него уже позади; затевая войну, он рискуют немногим. Но если такому «старику» предстоит жить еще годы и годы, — будет ли он столь же безрассуден? Станет ли бессмертный человек рисковать в ядерной войне столетиями грядущей жизни? Быть может, с
этого и начнется исполнение пророчества Исаии о том, что «народ не подымет более меча на другой народ, и не будут знать войн вовеки»?
Подумайте о том, как важна будет нравственность в обществе бессмертных. Пророк говорит, что призыв гедонистов — «Будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (Исаия, 22:13). А если не умрем?.. Мы спешим насытить свои страсти из боязни, что, если не утолим их сейчас, то скоро будем слишком стары, чтобы наслаждаться ими, что скоро мы умрем. Но если страха смерти больше не будет, — быть может, мы пресытимся преходящими удовольствиями за двести или триста лет жизни и возжаждем вместо них — Вечного?..
Многим из нас все это может показаться странным. Мы часто представляем себе Мессию в виде какого-то волшебного существа, являющегося с небес в ореоле славы. Нам кажется, что исполнение мессианских пророчеств будет чудесным и внезапным, наподобие того, как фокусник извлекает кролика из шляпы. Это результат нашего образа мыслей, привычки отделять практическую жизнь от религиозного учения и относить их к совершенно различным категориям бытия. Но это неверно. Мидраш утверждает, что Мессианский обет осуществится постепенно, как восход солнца.
Один из важнейших уроков, которые нам следует помнить, состоит в том, что нет ничего дурного, аморального или противоестественного в медицинском бессмертии. Бессмертие есть лишь осуществление одного из наших мессианских пророчеств: «Поглощена будет смерть навеки». Эра исполнения уже началась!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»