Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит золотого тельца и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев.

В следующую субботу в главе «Пкудей» мы будем читать, как Всевышний дает Моше подробные указания, касающиеся строительства Скинии (Мишкана) — переносного Храма, который должен был сопровождать еврейский народ во время странствования по пустыне. Моше выполнил миссию, возложенную Творцом, о чем и свидетельствуют следующие строки (Пкудей 40:16-30):

«И сделал Моше; во всем, как повелел Господь ему, так сделал он. (...) И возвел Моше скинию (...) как повелел Г-сподь Моше. (…) И внес он ковчег в скинию, и закрепил завесу полога, и завесил ковчег свидетельства, — как повелел Г-сподь Моше. (…) И поместил стол в шатре собрания (...). И уложил на нем порядок хлебов пред Г-сподом, — как повелел Г-сподь Моше. (...) возжег он лампады пред Г-сподом, — как повелел Г-сподь Моше». Думается, что все читатели уже обратили внимание на характерную концовку в этом своеобразном отчете о построении Мишкана — «Как повелел Г-сподь Моше». В Торе нет ни единого лишнего слова. Зачем же понадобилось повторять одно и то же выражение много раз?

Раби Йосеф Дов Бер Соловейчик в книге «Бейт а-Леви», напоминает о том, что Скиния была призвана искупить грех поклонения золотому тельцу. Создание тельца и последующие церемонии вокруг рукотворного идола были исключительно личной инициативой евреев. Они словно позабыли о том, что свои поступки надо согласовывать с Творцом. Поэтому Тора, описывая процесс строительства Мишкана, многократно повторяет: «Как повелел Г-сподь Моше». Скрупулезная точность, с которой лидер еврейского народа исполнял Б-жественные повеления, не отклоняясь ни на йоту, демонстрирует правильную модель поведения: народ Израиля должен советоваться с Творцом и действовать согласно Его указаниям.

Раввин Яаков Галинский пишет, что действия тех, кто поклонялся золотому истукану, олицетворяют собой любую идеологию, которая не основана на Торе. В нашей главе «Ки тиса» написано: «И встали они рано на следующий день, и вознесли всесожжения, и принесли мирные жертвы, и сел народ есть и пить, и поднялись смеяться» (32:6). Именно такие этапы, отмечает рав Галинский, проходит любая идеология, построенная не по Торе, — так она деградирует:

«и вознесли всесожжения» — всесожжения (животные, мясо которых сжигалось целиком и не доставалось людям) символизируют первый этап — поначалу идеалы превыше всего, «земля — крестьянам», «фабрики — рабочим», всё для светлого будущего и ничего для себя лично.

«и принесли мирные жертвы» — затем приносятся мирные жертвы: главную роль по-прежнему играет жертвоприношение, но мясо достается и самим инициаторам жертвоприношения. Применительно к идеологии — на этом этапе кроме возвышенных идеалов у людей есть что-то и для себя лично.

«и сел народ есть и пить» — третий этап: народ садится пировать. Лозунги давно превратились в фикцию, об идеалах никто не вспоминает. Желудок, плотские наслаждения, важнее всего.

«и поднялись смеяться» — наконец, идеологию ждет полнейший крах, мы видим отход от ее постулатов, цинизм и насмешку над былыми надеждами. Так происходит и происходило со всеми идеологиями, идущими не по Торе, будь то коммунизм или какой-нибудь другой «-изм». А вот идеология Торы продолжает быть идеологией жизни, оставаясь вечным идеалом для еврейского народа.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше