Из цикла «Даат тфила», темы: Страдания, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Сокрытие, скромность — это выражение приобщения к высшей ступени, поскольку только подобные могут прилепляться друг к другу (См. Путь Творца ч.1 2:2-3). А Творец называется «Б-г скрывающийся». Чем больше творение уподобится Ему в этом, тем больше удостоится прилепиться к Нему.
Всякое раскрытие суть выражаение и выход внутреннего содержания вовне. Раскрытие требует сосудов, инструментов, орудий. Орудия выражения всегда грубее внутреннего содержания, которое они выражают. Тем самым они огрубляют его в определенной мере. Выходя наружу, оно теряет свою чистую внутреннюю сущность. Когда вещи остаются внутри себя, в своем корне, в своей точке Алеф — они остаются скрытыми, их ступень — высочайшая. Такова и ступень молящегося шепотом, без внешнего выражения инструментами речи. Поразмыслите над этим хорошенько.
Вместе с тем, есть ситуации, когда требуется вопль, как мы привели выше, и мы должны объяснить этот вопрос.
«Смысл возвышения голоса в молитве» — в сказанном мудрецами: «…И возопили к Б-гу с силой»: Отсюда ты учишь, что молитва требует голоса: «Настырный побеждает зло». (Рамбан).
Под «злом» здесь имеется в виду мировое зло — порождение природы. Эта система управляется посланниками Творца. Управление природы (корень которого — в имени Элоким) — это управление Суда, порождением которого становятся страдания и суровые приговоры. Когда человеку вынесен суровый приговор, или когда его судьба несет в себе нечто злое, и он встает и молится об аннулировании данного приговора и зла, есть в этом элемент настырности, неподчинения. Он как бы восстает против управления и провидения Творца. Он молится об изменении судьбы, о приостановке действия природных законов, об аннулировании сурового приговора. И это, в некотором смысле, непокорное действие. Ведь таково управление, которое по воле Всевышнего было заложено в Его мир с Шести дней творения.
«Которые я забрал из руки эморейцев своим мечом и своим луком» (Берешит 48:22). Ункелус переводит: «Своей молитвой и своей просьбой». «Ункелус назвал молитву праведника мечом, ибо она разрывает высшие и нижние миры, и она более чем меч, поскольку приговор, который выносит Всевышний, уподобляется мечу (“…и дам Я Свой меч в руку его” — Йехезкель 30:14), а молитва праведников аннулирует и разрывает приговор, так что тем более она может быть уподоблена мечу» (Маараль, Гур Арье).
В такой молитве нужно упорствовать и преумножать уговоры. В этом суть вопля, молитвы, которая силой проламывает ограничения природы. И, наоборот, здесь, в «войне» против природы, против материальности, необходимо использовать инструменты тела, чтобы выражать вопль и громкий голос. «Как говорят люди: Из леса самого делается ручка топора, которая его и рубит».
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо