Из цикла «Нежданные встречи», темы: Избранность, Предназначение, Мировоззрение, История еврейского народа, Осквернение Имени Всевышнего, Рав Арье Каплан, Освящение Имени Всевышнего
«Я Г-сподь, Б-г твой, разрывающий море так, что волны его ревут; Г-сподь Воинств — имя Его. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: “ты Мой народ”.»
(Исаия, 51:15-16)
У каждого народа — свой календарь, отражающий уникальную сущность этого народа. Всякий календарь ведет отсчет времени от наиболее важного события в истории данного народа. Так, по мусульманскому календарю сейчас 1401 год, считая от Хиджры — бегства Мухаммеда из Мекки в Медину. По христианскому календарю сейчас 1981 год от рождества Иисуса. Еврейский же календарь ведет счет времени от сотворения мира и Адама 5741 год тому назад. Он начинается задолго до появления письменной истории, — за исключением, быть может, Библии. В истории человечества не было такого периода, в котором мы не нашли бы каких-либо следов существования нашего народа.
Первая великая цивилизация мира — Месопотамия, или Ур, — породила первого еврея, Авраама, почти 4000 лет назад. Наш народ был свидетелем подъема и упадка всех великих держав языческой эры — Вавилона, Персии, Финикии, Хеттского царства, филистимлян, Греции и Рима. И лишь одна из великих культур древности сохранилась до наших дней. История много раз бросала вызов нашему народу, и каждый раз речь шла ни больше, ни меньше, как о выживании; и каждый раз еврейский народ преодолевал угрозу и оставался жить, встречая очередной вызов.
Существование и выживание еврейского народа было и остается одной из величайших загадок в мире. Историки написали на эту тему целые тома; философы всячески пытались это объяснить, социологи — оправдать; однако загадка и по сей день остается неразгаданной. Почему мы приняли на себя бремя и удары всевозможных преследований, и почему мы все это пережили? Почему нам досталась самая долгая и самая бурная, по сравнению со всеми прочими группами людей, история на этой планете? Какая сила и какая цель поддерживали наше существование до сего дня, позволяя ныне задаваться этими вопросами?
Даже сами истоки наши загадочны. Историки в растерянности разводят руками, пытаясь проследить начало существования еврейского народа, поскольку в эпоху, когда было положено это начало, письменной истории не существовало. Библия дает нам какую-то нить, однако сообщает слишком мало подробностей: рассказывает о патриархе Аврааме, о семействе Иакова и его двенадцати сыновьях; затем о племени, состоявшем из семидесяти родов и чуть ли не на другой день превратившемся в трехмиллионный народ. Мы видим события своей истории, рассыпанные перед нами, словно выхваченные из мрака внезапными вспышками света, — рабство в Египте, чудесный исход, откровение на горе Синай, сорок лет скитаний по пустыне, завоевание Ханаана — и вдруг мы уже видим Израиль зрелой нацией с твердым руководством.
Оглядываясь на свою бурную историю, мы неизменно спрашиваем: почему? Зачем евреи? Почему еврейский народ до сих пор существует? Откуда это чудо? Однажды я слышал историю, которая, быть может, указывает путь к ответу. Прусский король Фридрих Великий был философом и писателем. Как-то раз, в пылу ученого спора со своим лютеранским пастором, король внезапно обнаружил, что они обсуждают вопрос о существовании Б-га. Каждое доказательство, приводимое пастором, Фридрих, наделенный живым умом, немедленно опровергал. Когда этот бесконечный спор наскучил королю, он попросил своего собеседника привести хотя бы одно доказательство существования Всевышнего, которое невозможно было бы опровергнуть. Пастор закрыл глаза и глубоко задумался. Теряя терпение, король Фридрих повторил свой вопрос: «Существует ли на свете что-нибудь, что я мог бы видеть собственными глазами и что доказывало бы существование Б-га?» Тут пастор внезапно открыл глаза и произнес в ответ одно — единственное слово: «Евреи!»
Эта история содержит в себе очень важную концепцию. Если выживание и сохранение еврейского народа — это и в самом деле чудо, то должен существовать тот, кто это чудо сотворил. Чудо нашего существования недвусмысленно указывает на Б-га. Подобное заключение содержится и в «Мидраш Танхума», где приводится беседа между римским императором Адрианом и великим еврейским мудрецом рабби Иегошуа. Книга приписывает Адриану следующие слова: «Воистину велик должен быть агнец Израилев, ежели может он жить среди семидесяти волков». На что рабби Иегошуа отвечал: «Велик Пастырь, хранящий его и пекущийся о нем». («Толдот», 5).
Видя стадо овец, мирно пасущееся среди множества опасных хищников, нетрудно догадаться, что пастух где-то поблизости. Видя, что евреи по прежнему существуют, более того — процветают, невзирая на всевозможные катастрофы и испытания, невзирая на множество могущественных и коварных врагов, — также естественно предположить, что наш Пастырь находится неподалеку. Задаваясь вопросом: «Зачем нужны евреи?», стремясь раскрыть тайну нашей судьбы, мы оказываемся перед следующим объяснением: мы «всего-навсего» свидетельствуем о самом существовании Б-га. Мы стоим перед миром как реальный, осязаемый феномен, указывая, что Пастырь действительно совсем близко.
Великий пророк Исаия выразил эту идею куда более сжато и ярко, объявив: «А Мои свидетели, говорит Г-сподь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Б-га, и после Меня не будет. Я, Я Г-сподь, и нет спасителя кроме меня» (Исаия, 43:10-11).
Таким образом, на нас возложена огромная и страшная ответственность. Коль скоро сам факт нашего существования призван служить свидетельством Б-гу, мы должны позаботиться о том, чтобы быть достойными свидетелями. Если мы не будем стремиться соответствовать своей миссии, то покроем позором не только самих себя, но и нашего Спасителя.
В Талмуде обсуждается вопрос о грехе; грехи классифицируются по степени их тяжести. В конце этого перечня стоит грех совершения поступка, который может опорочить еврейский народ или еврейскую религию. Так, Талмуд говорит о религиозном еврее, не вполне честно ведущего свои дела, и о духовном руководителе, который не является совершенным образцом праведности. Такие люди считаются самыми ужасными грешниками. Раз наша миссия состоит в том, чтобы свидетельствовать о Б-ге, то все, что позорит еврейский народ или веру, извращает эту миссию. Такие действия называются на иврите «Хилуль А-Шем» — «осквернение имени Б-жьего». Тот, кто повинен в этом, — не просто грешник; он подрывает самую основу нашего существования.
В этой связи Талмуд цитирует пророка Исаию. Пророк бичует свой народ за то, что тот отвернулся от Б-га: «И Г-сподь, Г-сподь Воинств призывает вас в тот день… Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо и пьют вино: “будем есть и пить, ибо завтра умрем!” И открыл мне в уши Г-сподь Воинств: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете» (Исаия, 22:12-14). Здесь вновь ясны слова пророка: раз мы — свидетели
Г-спода, мы должны жить ради чего-то большего, нежели веселье и плотские радости.
Зачем нужны евреи? Евреи свидетельствуют о том, что народ, который служит Б-гу и являет миру добрый пример, способен выжить, как бы мир ни стралася его уничтожить. Одна из величайших наших мистических книг — «Тикуней Зоар» — сравнивает еврейский народ с фитилем в лампе, масло в которой — Божественное учение (Тикун 21:60а). Покуда пламя ярко горит в нас самих, мы несем Б-жестенный свет всему миру. Это и есть наша тайна. И наша судьба.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»