Темы: Еврейские имена, Толдот Йешурун
Выбор еврейского имени — дело очень ответственное: имя влияет на судьбу человека. Советы по выбору имени от сайта toldot.ru
1. Не только будущее, но и прошлое…
Европейские евреи — ашкеназы — традиционно дают ребенку имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного возникает некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового носителя имени.
У евреев-сефардов — когда-то изгнанных из Испании и поселившихся в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, а также на юге Европы — принято давать имя в честь живых родственников, часто в честь дедушки или бабушки.
2. Имена из Торы
Принято давать детям имена праведников, о которых рассказывается в ТаНаХе (Тора, Пророки и Писания). Например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек — в честь праматерей: Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.
Есть также обычай давать имена, которые упоминаются в разделе Торы, который читают в ту неделю, когда родился ребенок.
3. Имена по созвучию
Если у вас русское имя, а вы берете себе еврейское, то можно выбрать еврейское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Игорь — Игаль, Виктор — Авигдор и т. д. При этом часто оказывается, что русское имя, например, Иван (Йоханан), Михаил (Михаэль) или Гаврила (Гавриэль) — исконно еврейское! Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» — это «Наоми» на иврите, а «Лев» — это «Арье».
4. Как вы яхту назовете…
Есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, например, Акива, Иллель — в честь танаев, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима, Шломо-Залман — в честь рава Ойербаха и т. д.
5. Имена «по случаю»
Можно выбрать имя в соответствии с праздником, в который родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.
6. А бывают «плохие имена»?
Бывают! Например, имя Нимрод. Оно образовано от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь. Религиозные евреи никогда не называют своих детей именами «отрицательных» персонажей Торы.
7. Еще несколько полезных правил
Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое привычно звучит и на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя для синагоги, а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство от ассимиляции.
8. Смена имени
Если вы хотите поменять имя, стоит обязательно посоветоваться с компетентным раввином. Иногда второе имя, например, Хаим или Рафаэль, добавляют, если человек тяжело заболел.
Каталог еврейских имен на нашем сайте — отличная возможность не ошибиться с выбором!
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»