Темы: Имена детей, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети
Здравствуйте, Ципора! Очень приятно, что Вы — женщина-раввин. Я хочу спросить — можно ли называть детей именами живых родственников. Например, если отец и сын будут носить одно и то же имя? Или назвать ребенка именем живого дедушки, бабушки? Моя бабушка и мама считали, что евреям так поступать нельзя. Правда ли это? И если да, то почему и галахический ли это запрет или просто поверье, традиция? У всех ли евреев есть эта традиция, если она есть, или только у ашкеназов? М.
Уважаемая М.,
Прежде всего, чтобы не было недопонимания: я ни в коем случае не исполняю функции раввина, так как в религиозном мире их могут исполнять только мужчины. Эти функции носят совершенно мужской характер. Просто некоторые вопросы, заданные раввину, относятся, скорее, к компетенции семейного консультанта. И их, поэтому, передают семейным консультантам.
Теперь что касается Вашего вопроса об именах. Отношение к имени всегда было очень серьёзным, т.к. считается, что имя влияет на душу и судьбу человека. Уже в Талмуде упоминается: наши праотцы давали имена детям в соответствии с происходящими событиями, т.к. обладали руах а-кодэш («духом святости», «духом пророчества») и знали, какое имя подходит ребёнку при каких обстоятельствах; а сегодня мы даём имена в честь родственников. (Всё это говорится уже в первых столетиях н.э., так что обычай давать имена в честь умерших — очень-очень давний).
Этот обычай соблюдают, чтобы:
У сефардов считается, что назвать ребёнка именем дедушки или бабушки, даже когда они живы, — это проявление уважения к родителям. У ашкеназов это мнение не было принято, и поэтому всегда дают имена только в честь уже ушедших родственников. Поскольку считается, что имя оказывает влияние на судьбу, не дают имя в память человека, который умер очень молодым или при трагических обстоятельствах. Если всё-таки хотят дать такое имя, то обычно добавляют к нему второе с положительным смыслом. Например, Хаим («жизнь», чтобы подольше прожил) или имя, которое включает в себя буквы Имени Всевышнего («Йедидья»: йуд и эй — это буквы Имени Всевышнего).
С уважением, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.